Российский академический молодёжный театр


Росси́йский академи́ческий Молодёжный теа́тр о́рдена Ле́нина (РАМТ) — федеральное государственное бюджетное учреждение культуры в области драматического театрального искусства для детей и юношей в Москве[1]. Основан в 1921 году, как «Московский театр для детей». В 1936 году переименован в «Центральный детский театр». В 1987 году получил звание «академический». С 1992 года — «Российский академический молодёжный театр». Художественным руководителем с 1980 года является Алексей Бородин[2]. Здание театра — объект культурного наследия России федерального значения.

Весной 1918 года 15-летняя Наталия Сац, уже побывшая актрисой Драматической студии имени Александра Грибоедова, в поисках работы обратилась в театрально-музыкальную секцию Моссовета, где член коллегии Наркомпроса Платон Керженцев предложил ей возглавить детский сектор. Несколько месяцев Наталия Сац устраивала выездные концерты для детей. Но на вакансии в таких выступлениях больше откликались не театральные актёры, а цирковые артисты. По этой причине Наталия Сац решила создать первый детский театр и обратилась с этой идеей в Моссовет. Чиновники посчитали идею несвоевременной, но после долгих обсуждений и урезания бюджета театра предоставили небольшое помещение бывшего Театра миниатюр по адресу Мамоновский переулок, дом 10. У здания была плохая репутация «прогарного», что помогло быстро и без особых сложностей закрепить его за Детским театром[3].

Перед началом работы потребовалось утеплить и освоить помещение, а также починить протекавшую крышу. Руководителем театра назначили Генриэтту Паскар — бывшую танцовщицу танго, приехавшую из Парижа. Ко многим актёрам Генриэтта Паскар испытывала неприязнь и за три года в театре не смогла с ними сработаться[3][4].

В большом зале был создан зал марионеток, в соседнем установили экран и устройство для театра теней. В специальном углублении расположился балаган театра петрушек — он стал первым открывшимся залом. Театр марионеток начал работу в ноябре того же года со спектакля по пьесе Михаила Королькова «Давид», написанной специально для театра. Открытие прошло скромно, с началом работы коллектив поздравил режиссёр Всеволод Мейерхольд. Позже два спектакля посмотрел министр Наркомпроса Анатолий Луначарский и предложил Наталии Сац составить смету на государственный театр с новым оборудованием, постоянной труппой, оркестром и педагогической частью. В 1920 году вышло постановление Наркомпроса о реорганизации первого Детского театра Моссовета в первый Государственный детский театр. Вскоре после этого разразился скандал, вызванный исполнением Генриэттой Паскар танго с красным цветком в спектакле «Маугли». Наталия Сац была категорически против использования взрослых танцев в детских спектаклях, поругавшись с Паскар, она уволилась и приступила к созданию нового театра для детей. Через некоторое время сама Паскар была снята с должности директора и вернулась в Париж[3][4].