Российско-северокорейская граница


Российско-северокорейская граница протяжённостью 39,4 (по другим данным — 39,1) км, в том числе 17,3 (16,9 или 17) км речной и 22,1 (22,2) км морской[1][2][3], представляет собой самый короткий из всех участков государственной границы Российской Федерации.

Вся граница России и КНДР — водная, так как 16,9 км границы проходит по фарватеру реки Туманная (кор. 두만강. Туманган) и около 1,9 км по эстуарию реки в акватории Японского моря. С российской стороны к границе с КНДР примыкает Хасанский район (Приморский край), со стороны КНДР — территория города прямого подчинения (СЭЗ) Насон. Основная пограничная застава — «Песчаная».

Во второй половине XIX века границу пересекли несколько тысяч корейских беженцев и переселенцев, потомками которых являются большинство корейцев в России и странах СНГ[4].

Через реку Туманную (Туманган) в 800 м юго-западнее станции Хасан между границами России и КНДР построен железнодорожный мост Дружбы. Автомобильные и пешеходные пограничные переходы отсутствуют. Приграничный населённый пункт — посёлок Хасан.

Официально граница между двумя странами была установлена в 1861 году[4]. Она сразу же получила важное стратегическое значение, так как стык границ России и Кореи от доступа к акватории Японского моря изолировал Китай. В период 1905—1945 гг., когда Корея перешла под власть Японии, российско-корейская граница фактически превратилась в часть российско-японской, а затем советско-японской. В целях освоения природных ресурсов южного Приморья и защиты его границ от японских интервентов в 1938 году началось строительство железнодорожной линии от станции Барановский до населенного пункта Краскино протяженностью 190 км. Строительство было завершено в 1941 году. После окончания Великой Отечественной войны линия Барановский-Краскино была продолжена до государственной границы с КНДР и её общая протяженность составила 238 км. Конечным пунктом линии стала станция Хасан (рядом находится одноимённое озеро). Станция Хасан была открыта для работы 28 сентября 1951 года. Она недолго оставалась тупиковой: через реку Туманган, по фарватеру которой проходит государственная граница, был построен временный деревянный мост, и уже в 1952 году в Корею прошли первые рабочие поезда.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова Ноктундо площадью 32 км² была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.