Ростовский метрополитен


Ростовский метрополитен — планировавшаяся ранее система метрополитена в Ростове-на-Дону. Первые работы по проектированию велись в 1979—1989 годах и были свёрнуты из-за сложного социально-экономического состояния позднего СССР[1]. В 2008 году обсуждение строительства метро были возобновлены, в 2013 году объявлен конкурс на проектирование первой линии[2], но уже в 2015 году он был отменён[3].

Впервые о метро в Ростове заговорили в конце 1960-х. Тогда планировалось организовать скоростное движение по типу метрополитена в наземном варианте по существовавшим железнодорожным путям, что так и не было реализовано[4].

Население города продолжало расти, и в 1979 году Правительство СССР постановило разработать технико-экономическое обоснование строительства уже подземного метрополитена. Проектированием занимались «Мосгипротранс» и «Армгипротранс». В марте 1980 года на месте проектировавшихся станций начались инженерно-геологические изыскания. Итогом этих работ стали трассы двух линий: с запада на восток города и с севера на юг в Батайск[1].

В мае 1987 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве Ростовского метрополитена. Проект первой линии с запада на восток разработали специалисты из Ереванского «Армгипротранса». Предполагалось построить 9 станций: «Ворошиловская» (пересадочная на вторую линию), «Кировская», «Театральная площадь», «площадь К. Маркса», «площадь Шолохова», «Сельмаш» и электродепо — в составе первой очереди, «Будёновская», «Вокзал», «площадь Дружинников» и далее на запад под проспектом Стачки — в составе второй очереди[4]. Строительство должно было завершиться до 2000 года. Но в 1989 году все работы были остановлены из-за сложной экономической ситуации в стране[1].

Вновь к проекту вернулись в начале 2000-х. В 2008 году мэрия создала муниципальное казённое учреждение (МКУ) «Управление Метро Ростова»[5]. В мае 2010 года институт ОАО «Метрогипротранс» совместно с ГУП НИиПИ Генплана Москвы подготовили предложения по трассам будущего Ростовского метрополитена на основе проектов 1980-х годов.

21 февраля 2011 года разработанное обоснование инвестиций в строительство метрополитена в Ростове-на-Дону было представлено на рассмотрение в государственную экспертизу и получило положительное заключение[6]. 18 января 2013 года был утверждён проект планировки и межевания территории для размещения первой линии метрополитена[7].