Ростральные колонны (Санкт-Петербург)


Ростра́льные коло́нны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы.

Две ростральные колонны были возведены в 1805—1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей по обе стороны Васильевского острова. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов[1], выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В 1925 году выполнена реставрация колонн[2].

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781610425560036 (ЕГРОКН). Объект № 7830388000 (БД Викигида)

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д.HGЯO), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д.HGЯO). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространённой гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Впрочем, эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»[3]. Статуи были выполнены по моделям фламандского скульптора Жозефа Камберлена и француза Жака Тибо. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сделаны Тибо.

Внутри каждой колонны имеется винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником. В чашу до 1896 года заливали конопляное масло, дающее огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Позднее этот способ освещения применяли редко «по причине великого расхода»[3]. В 1957 году к светильникам подвели газ и теперь, в наши дни, их зажигают только по особо торжественным случаям.