Тома де Томон, Жан-Франсуа


Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (фр. Jean-François Thomas de Thomon, 1 [12] апреля 1760, Берн — 23 августа [4 сентября1813, Санкт-Петербург) — французский рисовальщик и архитектор, работавший в России. Представитель раннего александровского классицизма начала XIX века. Академик и профессор Императорской Академии художеств[1].

Жан-Франсуа родился в Париже в небогатой семье мелкого торговца Франсуа Тома. С ранних лет проявил способности к рисованию. В 1777 году поступил в Королевскую Академию архитектуры, учился у Ж. Д. Леруа. Претерпев ряд неудач в конкурсе на Римскую премию, дававшую право на обучение во Французской академии в Риме, Томон отправился в Италию на собственные средства. Факт окончания Академии Томоном не подтверждён документами. Вероятно, поэтому И. Э. Грабарь считал архитектурное образование Томона «загадочным». Возможно, вначале он трудился простым чертёжником, о чём косвенно свидетельствуют обнаруженные Грабарём подчистки имён и дат на проектах Академии архитектуры[2].

Поселившись в Риме, Томон изучал архитектурные памятники императорской эпохи, писал акварелью и маслом перспективные виды и пейзажи в стиле французских романистов: Юбера Робера, Никола Пуссена и Гаспара-Пуссена. Подружился с французскими архитекторами, работавшими в Италии: Жан-Шарль-Александром Моро, Шарлем Персье и Пьером Фонтеном, прозванными «братьями Диоскурами», будущими создателя стиля ампир наполеоновской Франции.

Значительное влияние на будущее творчество Тома де Томона оказали архитекторы французской школы мегаломанов: Э.-Л. Булле, Ж. Гондуэна, К.-Н. Леду с их пристрастием к простым геометрическим объёмам. Особенно Томон увлекался фантастическими офортами с изображениями римских руин Джованни Баттиста Пиранези. Излюбленными приёмами Томона станут архаический дорический ордер храмов в Пестуме и круглые формы ротонды, цилиндрического кессонированного свода, полусферического купола[3].

Ж.-Ф. Тома де Томон много путешествовал по Италии, делал зарисовки в путевых альбомах и писал акварельные виды Рима и Венеции, побывал в Польше. В Италии Тома де Томон поступил на службу к графу д’Артуа, впоследствии ставшему французским королём под именем Карла X, и вместе с ним переехал в Вену, где с 1794 года работал у графа Николая Эстерхази. От русского посла в Вене Д. М. Голицына Тома де Томон мог слышать о грандиозном строительстве в Санкт-Петербурге и, вероятно, был представлен послу графом Эстергази. Не желая возвращаться на родину из-за Французской революции, дворянин и роялист, Тома де Томон, в начале 1799 года отправился в Россию.

В 1802 году он был зачислен на государственную службу и ему была поручена перестройка здания Большого театра на Театральной площади. Тогда же он начал преподавать в архитектурном классе Императорской Академии художеств[4]. В 1810 году ему присвоено звание «профессора перспективы».