Рот, Дитер


Дитер Рот (англ. Dieter Roth, полное имя Karl-Dietrich Roth; 19301998) — швейцарский художник, скульптор, поэт немецкого происхождения.

Родился 21 апреля 1930 года в Ганновере и был первым из трёх сыновей в семье Карла-Ульриха, швейцарского бизнесмена, и его немецкой жены — Веры.

После начала Второй мировой войны Дитер должен был проводить каждое лето в Швейцарии — по указанию швейцарской благотворительной организации Pro Juventute, защищавшей швейцарско-немецких детей от разрушительных действий войны. К 1943 году изгнание мальчика из Германии стало постоянным, и он поселился в Цюрихе в доме семьи Фрица Вайсса (Fritz Wyss), который делил его с еврейскими и коммунистическими деятелями культуры. Именно здесь юный Дитрих Рот начал рисовать и писать стихи, до 1946 года проживая в Швейцарии без своей семьи. Его семья переехала в Берн в 1947 году, и здесь Рот начал обучение коммерческому искусству (работы по текстилю). Впоследствии, увидев выставку работ авангардиста Пауля Клее, вызванное от неё впечатление переросло в навязчивую идею заняться модернизмом.

Окончив образование, Дитер в 1953 году покинул дом, и начал сотрудничать с Marcel Wyss и Eugen Gomringer в журнале Spirale. Бо́льшая часть его работ в это время была в стиле Конкретного искусства, примером которого был швейцарец Макс Билль. Рот принимал участие в ряде местных выставок, создавал свои первые скульптуры и экспериментировал с оп-артом, а также писал стихи. В 1954 году он познакомился с швейцарским художником Даниэлем Шпёрри, с которым завёл дружбу. Шпёрри основал авангардистское издательство Editions MAT, в котором печатались некоторые из ранних работ Рота.

В 1957 году Дитер Рот женился на исландской студентке а Сигридуре Бьёрнсдоттир (Sigríður Björnsdóttir) и поехал с ней в Рейкьявик. Отрезанный от центров европейского модернизма, он начал публиковать серию книг о влиятельных художниках, печатая их в совместной с исландским поэтом Эйнаром Браги[англ.] издательской компании Forlag Editions.[8] В 1960 году Рот получил премию Уильяма и Нормы Копли (William and Norma Copley Award, с 1966 года известна как Cassandra Collection)[9]. Помимо существенного денежного приза, награда включала в себя возможность напечатать монографию; которой стала его самая амбициозная работа «The Copley Book» 1965 года. Дитер Рот выставлялся в галерее Артура Кепке в Копенгагене (Arthur Köpcke’s gallery) в 1965 году и на Фестивале авангардного искусства в Париже (Festival d’Art d’Avant-garde) в 1960 году. Он начал странствующий образ жизни, работая и демонстрируя свои произведения по всей Европе и Америке, продолжив этот стиль жизни до самой смерти. Ключевым событием в его отношении к искусству стал в 1961 году в Базеле перфоманс Жана Тенгели Homage to Modern Art, который привело к разрыву Рота с конструктивизмом и с постмодернистскими авангардистскими практиками, связанными с движением «Новый реализм» и течением «Флуксус».