Рош ха-Шана


Рош ха-Шана́ (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה‎, букв. «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.

В Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в шофар и совершать жертвоприношения[1][2].

Рош ха-Шана и Йом-Киппур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников. Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар. Это действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.

В Мишне[3] наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) перечислены ещё три дня в году, также называемые Рош ха-Шана. Согласно Мишне, первый день месяца тишрей — Рош ха-Шана, от которого ведётся отсчёт субботних  (иврит) и юбилейных годов, царствования чужеземных (нееврейских) царей и посадки фруктовых деревьев и овощей.

Установление 1 тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир[4]. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году[5]. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей[6].

В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.