Рузаевская республика


«Руза́евская республика» — период в истории политической жизни Рузаевки с 10 по 21 декабря 1905 года, когда в поселении была учреждена диктатура пролетариата.

На рубеже XIX—XX веков Рузаевка стала монополистическим объединением рабочего класса. Всё взрослое население посёлка крупного железнодорожного узла с паровозным депо и другими службами трудилось на железной дороге. В то же время простым железнодорожникам жилось очень тяжело: длинный рабочий день, низкие оклады, сверхурочные работы. У населения отсутствовали нормальные жилищные условия[стиль], в частности, например, отсутствовала больница в посёлке, из-за чего лечиться приходилось ездить за 70 вёрст на станцию Арапово (ныне Ковылкино). Данное положение вызвало в народных массах недовольства[1].

В 1903 году в Рузаевке появились первыереволюционные кружки. Особенно активно в их работу включились рабочие депо и телеграфисты. В феврале 1905 года, под влиянием событий Кровавого воскресенья, телеграфисты предъявили руководству Московско-Казанской железной дороги требования своего рабочего дня. В ответ хозяева дороги потребовали прекратить забастовку, угрожая отправлением забастовщиков на русско-японский фронт. Стачка не прекратилась, её продолжили около 300 работников депо.

Рузаевский узел имел большое значение. Через станцию шли воинские эшелоны на Дальний Восток. Из-за забастовки тормозились передвижение войск и перевозка военных материалов. Рабочие угрожали окончательно прекратить движение поездов и разгромить станцию. В дело включилось правительство. Под нажимом полуроты 309-го Елецкого полка рабочие были вынуждены вернуться к работе. Эта стачка рабочих стала первой в истории рабочего движения Рузаевки[1].

10 декабря, под влиянием Декабрьского вооруженного восстания в Москве, началась очередная забастовка на станции. Рабочие создали забастовочный комитет во главе с машинистом Афанасием Петровичем Байкузовым и боевую дружину (150 человек). По решению комитета через Рузаевку пропускались только воинские, продовольственные и санитарные поезда. Были установлены твёрдые цены, выпускались свои денежные знаки[2].