Рыночная власть


Рыночная власть — в микроэкономике и теории отраслевых рынков способность фирмы повышать цену на товар или услугу выше предельных издержек[1].

В условиях совершенной конкуренции рыночная власть полностью отсутствует. Индивидуальные потребители и фирмы принимают цену на товар или услугу как данность, то есть цена является экзогенной. Так как цена при этом равна предельным издержкам, то фирмы получают нулевую экономическую прибыль. В условиях несовершенной конкуренции фирмы получают рыночную власть и возможность влиять на цену. В результате цена превышает предельные издержки, а фирмы получают ненулевую экономическую прибыль. Превышение цены над предельными издержками служит одним из показателей, с помощью которого измеряется степень рыночной власти.

Все структуры рынка, кроме совершенной конкуренции, предоставляют фирмам некоторую степень рыночной власти: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония. Наличие рыночной власти не означает лишь способность, стимула повысить цену. При этом в реальности антимонопольное регулирование может ограничивать злоупотребления властью.

Существуют различные показатели, позволяющие судить о рыночной власти[2]. Наиболее общим показателем рыночной власти является превышение цены над предельными издержками (коэффициент Лернера). Коэффициент также равен величине, обратной эластичности спроса по цене:

Для оценки концентрации фирм на рынке используются также показатели на основе рыночных долей фирм. Концентрация не оценивает степень рыночной власти напрямую, но позволяет оценить количество фирм и распределение долей рынка между ними. Концентрация большой доли рынка в руках небольшого числа фирм является предпосылкой для возникновения рыночной власти.