Коэффициент Лернера, или индекс Лернера, в теории отраслевых рынков — показатель рыночной власти фирмы, равный относительному превышению цены над предельными издержками. Коэффициент был предложен экономистом А. Лернером в 1934 году[1]. Коэффициент может использоваться для оценки рыночной власти в условиях несовершенной конкуренции. Например, монополии.
Показателем рыночной власти является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки. Эта величина называется наценкой (англ. mark-up).
где — цена товара; — предельные издержки.
Коэффициент принимает значения от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше рыночная власть фирмы. В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю.
где — эластичность спроса на продукцию фирмы по цене.
В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы является абсолютно эластичным. Показатель эластичности стремится к бесконечности, поэтому величина, обратная эластичности, стремится в нулю. Это означает, что цена равна предельным издержкам. Результат имеет очевидный интуитивный смысл. При совершенной конкуренции фирмы продают однородный товар, владеют лишь небольшой долей рынка, а у потребителей есть вся информация о ценах. Попытка установить цену выше предельных издережек моментально приведет к оттоку покупателей к другим продавцам. В результате спрос окажется абсолютно эластичным.