Саги об исландцах


«Саги об исландцах» (др.-сканд. Íslendingasögur) или «родовые саги» — разновидность саг, являющаяся вершиной исландской средневековой литературы. Так называют те саги, действие которых происходит в Исландии в «Век саг» (930—1030 годы), чтобы отделить их от «саг о недавних событиях», рассказывающих о недавнем прошлом, и «саг о королях», действие которых происходит в Норвегии. «Саг об исландцах» сохранилось около 40[1]. К ним принято относить также «пряди об исландцах» — эпизоды из «саг о королях», главные герои которых — исландцы во время их пребывания в Норвегии[2].

«Саги об исландцах» создавались в течение XIII века, а самые поздние были написаны в начале XIV века. Точная датировка, как правило, невозможна. Самым концом XII века датируется первая «родовая сага» — «Сага о Битве на Пустоши»; примерно 1200 годом — вторая, «Сага о Названых Братьях»[3]. Авторы саг неизвестны во всех без исключения случаях, но существует гипотеза, что «Сагу об Эгиле» написал Снорри Стурлусон[4]. Самым известным произведением этого жанра считается «Сага о Ньяле».

Все «саги об исландцах» посвящены описанию родовых распрей, продиктованных в первую очередью необходимостью мести[5]. Подсчитано, что в общей сложности в сагах упомянуты 297 актов мести, 104 мировых без тяжбы и 119 тяжб[2]. Сага может описывать как только одну распрю, так и целый ряд конфликтов, в которых участвуют представители нескольких поколений рода. Как правило, текст содержит обширные изложения родословных отдельных персонажей. В ряде случаев сага рассказывает о жизни целой округи[6] и не имеет чёткой композиции.

Иногда в сагах заходит речь о призраках и колдовстве, но в целом описываемые там события выглядят вполне реалистично. Для саг характерен «архаический реализм» — специфическая объективность повествования, при которой автор не рассказывает о своём отношении к героям и показывает только то, что заметно постороннему наблюдателю. Его интересуют только события, он не описывает чувства персонажей, о которых можно только догадываться[1]. Автор не пытается создавать литературные типы, не прибегает к осознанному вымыслу и всегда уверен в том, что рассказывает именно так, как всё происходило на самом деле. В действительности же реальные события подвергались в сагах обработке, незаметной для самих авторов и рассказчиков.

Исследователи долгое время были уверены в том, что «саги об исландцах» — надёжный источник данных об Исландии X века, позже распространилось мнение о том, что саги являются исключительно плодом вымысла[7]. Существует гипотеза о «синкретической правде»[8].

Всего известно около пятидесяти «саг об исландцах». Все они делятся на четыре группы в зависимости от того, в какой из исландских четвертей происходит действие. Наиболее многочисленные группы — «саги западной четверти» и «саги северной четверти». Меньше всего саг связано с наименее населённой южной четвертью.