Садово-парковая скульптура


Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.

Жизнь в древнегреческих городах-полисах не была легкой. Необходимость выживания во враждебной среде обусловила подозрительность, доносы, разочарование в действиях власти и войск, если те не давали быстрых побед. Частные сады в полисах были очень редкими, ибо индивидуум еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города. Известные сады в Афинах, Лицее и Академии сформировались на этапе кризиса полисной жизни.

Именно сады Академии выбрали для встреч и обучения философы, а название «академия» распространилась по миру.

Эпохой эллинизма стали называть века после завоевания Александром Македонским государств Малой и Передней Азии, Северного Египта и распространения древнегреческой культуры на Восток.

Наиболее мощные очаги эллинизма возникли в Северном Египте и в Передней Азии. Именно здесь возникли свои школы скульптуры, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера города Александрия считались с культурой Древнего Египта и сделали компромиссные формы, то скульпторы Пергама опирались больше на греческие традиции и развили их дальше. В скульптуру пришло движение, а лица персонажей запечатлели большую гамму человеческих чувств — величие на лице Богов, страдания Лаокоона и его сыновей, полет и восторг этим полет на всей фигуре богини Победы — Ники Самофракийской. Скульптура эллинизма потеряла равнодушно-успокаивающий характер и обратилась к переживаниям и чувств частного лица, рожденный индивидууму.

Распространение в эпоху эллинизма получила и садово-парковая скульптура, имевшая более спокойный, развлекательный, декоративный характер (Старый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые танагрские статуэтки).