Танагрские статуэтки


Тана́грские статуэ́тки — наиболее распространённый тип древнегреческих терракотовых статуэток эпохи эллинизма, отражающих обыденную жизнь античного дома и быт семьи. Они дают представление об одежде, украшениях, обыденных занятиях, играх и танцах древнегреческих женщин. Название дано по одному из центров изготовления таких фигурок, городу Танагра в Беотии, где были найдены самые замечательные образцы[1][2].

Миниатюрные фигурки из глины делали во многих античных поселениях IV—II веков до н. э., в основном в качестве вотивных предметов. Их опускали в могилу вместе с умершим. Помимо заупокойного культа такие фигурки использовали для украшения дома и, возможно, в качестве детских игрушек. Они изображают обыденные сцены домашней жизни, главным образом гинекеев (женских половин дома) — матрон и молодых девушек, занятых хозяйством, шитьём или игрой с детьми. Отсюда второе название: коропластика (греч. κόρη — девушка и греч. πλαστική — лепка).

Танагрская коропластика интересна тем, что, в отличие от культовой монументальной скульптуры, изображающей богов и героев, представляет собой пример серийного производства изделий домашнего обихода. Оригинальную фигурку высотой около 10—12 см лепили из глины и обжигали в печи подобно другим керамическим изделиям. Такую модель называли патрицей (греч. πατρις — отцовская, основная). С модели снимали гипсовую или глиняную форму (матрицу). Обожжённую керамическую форму называли «типос» (греч. τυπος — отпечаток, образец) или «калоподион» (греч. καλοποδιον — нога, подножие, колодка сапожника). Далее форму заполняли глиной способом «отминки» и, повторяя операцию многократно, тиражировали изделия. Их сушили, обжигали и расписывали белой, розовой, голубой красками, иногда с частичной позолотой. Глазури не применяли, поверхность статуэток оставалась матовой[3][4].

Впервые подобные скульптурки обнаружили греческие крестьяне в окрестностях Танагры в 1870 году. Археолог-любитель Г. Анифантис, узнав о находках, поспешил в Танагру и ему удалось раскопать часть некрополя, относящегося к IV в. до н. э. В 1878 году танагрскую коропластику демонстрировали в Париже на Всемирной выставке в Трокадеро и эти произведения вызвали всеобщее восхищение. Некрополь в Беотии быстро разграбили, а антикварный рынок в последующие годы наводнили подделки[5].

Реалистичное выполнение фигурок привлекло к этим неизвестным ранее произведениям античного искусства внимание не только археологов, но и художников-академистов. Например, Жан-Леон Жером создал ряд полихромных бронзовых статуэток в подражание «парижанкам античности».

Во время «танагрского бума» 1870-х и 1880-х гг. русский посол в Греции П. А. Сабуров собрал значительную коллекцию подлинных танагрских фигурок. Перед тем, как продать свою коллекцию Эрмитажу, он писал государственному секретарю и выдающемуся историку А. А. Половцову[6]:


Слева — Афродита и Эрос, справа — дама с веером. 325—300 гг. до н. э. Терракота, роспись. Античный музей, Танагра