Садовской, Борис Александрович


Бори́с Алекса́ндрович Садовско́й (наст. фам. Садо́вский, 10 [22] февраля 1881, Ардатов Нижегородская губерния, Российская империя — 5 марта 1952[2], Москва, СССР) — русский поэт, прозаик, критик и литературовед Серебряного века.

Потомственный дворянин во втором поколении, родился 10 (22) февраля 1881 года в г. Ардатове Нижегородской губернии в семье инспектора Удельной конторы. Отец Александр Яковлевич Садовский был заметным общественным деятелем Нижнего Новгорода, родом из духовного сословия, выслужил дворянство. В 1902 году Борис поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

В 1904 году по приглашению В. Брюсова писал критические заметки в журнале «Весы». Позднее сотрудничал с журналами «Русская мысль», «Нива» (1908, 1911, 1913, 1914), «Северные записки», «Вестник Европы» (1913—1914), «Лукоморье» (1915), газетами «Речь» (1910—1911), «Нижегородский листок» (1909—1916).

В 1909 году вышел первый стихотворный сборник Садовского «Позднее утро», тогда же поэт взял псевдоним, изменив окончание своей фамилии на «ой» (в соответствии с имиджем Садовского, «реакционера» и монархиста, это придавало его священнической по происхождению фамилии дворянский колорит). Входил в круг символистов, был связан дружбой с многими из них (Блоком, Белым, Брюсовым, Соловьёвым).

К 1918 году опубликовал шесть поэтических книг (последняя, «Обитель смерти», в 1917) и несколько сборников новелл. Несмотря на личные связи с поэтами русского символизма и сотрудничество в ведущих символистских журналах (в качестве не только автора, но и критика, саркастически выступавшего против оппонентов движения), в своём творчестве ориентировался в основном на поэзию XIX века, прежде всего А. Фета, поклонником и биографом которого был (даже названия большинства его книг взяты из стихов Фета). Уже в книге стихов «Самовар» принципиально декларировал свою приверженность патриархальности. За поэтизацию русской жизни XVIII—XIX веков его называли «романтическим консерватором». Проза Садовского (сборники «Узор чугунный» и другие) стоит в ряду модных в Серебряном веке «стилизаций» под документы прошлого: выдержанное по языку повествование ведётся от лица рассказчиков XVIII и XIX века, среди персонажей — русские писатели и государственные деятели, излюбленное место действия — Петербург пушкинской эпохи. Так, в основу «Двух глав из неизданных записок» легли реальные факты биографии Е. Баратынского, в основе «Петербургской ворожеи» — эпизод из жизни Пушкина. Иные рассказы и новеллы Садовского носят отпечаток пародии, мистической фантастики в духе Э. Т. А. Гофмана и Э. По. «Ильин день» — стилизация гоголевской фантастики; «Двойник» в сатирическом духе описывает путешествия в прошлое и будущее.