Сазерленд, Айвен


Айвен Эдвард Сазерленд (англ. Ivan Edward Sutherland, родился 16 мая 1938 в Хейстингсе, Небраска) — американский учёный в области информатики и пионер интернета. Получил премию Тьюринга от ACM в 1988 за создание «Sketchpad» — прообраза будущих САПР, имеющего ранний прототип графического интерфейса. Одновременно впервые применил объектно-ориентированный подход к программированию. В 2012 был удостоен премии Киото за ту же разработку.

Сазерленд получил степень бакалавра в электрической инженерии от Института технологий Карнеги (сейчас Университет Карнеги — Меллон), степень магистра от Калифорнийского технологического института и доктор наук в компьютерной инженерии (EECS) от MIT в 1963 году.

Он изобрел Скетчпад как инновационную программу, которая повлияла на альтернативные интерфейсы взаимодействия с компьютерами. Sketchpad мог принимать ограничения и задавать взаимосвязи между сегментами и дугами, например, диаметр дуг. Он мог рисовать горизонтальные и вертикальные линии и комбинировать их в различные фигуры. Их можно было копировать, перемещать, поворачивать или масштабировать, сохраняя их основные свойства. Также Скетчпад впервые реализовывал алгоритм прорисовки окон и алгоритм обрезки, позволяющие масштабировать. Скетчпад работал на компьютере Lincoln TX-2 и повлиял на разработку oN-Line System.

Сазерленд заменил Дж. С. Р. Ликлайдера на посту главы офиса технологий обработки информации (англ. Information Processing Technology Office (IPTO)) ARPA (сейчас известного как DARPA), когда Ликлидер вернулся в MIT в 1964 году.[1][2]

С 1965 по 1968 год он был англ. Associate Professor of Electrical Engineering в Гарвардском университете. С помощью своего студента Боба Спроула он в 1968 году создал то, что считается первым шлемом виртуальной реальности и дополненной реальности. Шлем был примитивным как с точки зрения интерфейса, так и по реализму изображения, а его вес был таким большим, что он подвешивался к потолку. Виртуальная среда состояла из простых каркасных моделей комнат. Грозный вид устройства дал ему соответствующее название — Дамоклов Меч.

Другой из его Гарвардских студентов, Дэнни Коэн, первым запустил симуляцию полёта через ARPANet. В 1967 году работа Дэнни Коэна над авиасимулятором привела к разработке алгоритма Коэна-Сазерленда, позволяющего эффективно находить отрезки прямых, находящихся внутри прямоугольника.