Сакральная геометрия


Сакральная геометрия (от лат. sacralis — священный, обладающий святостью, признаваемый божественным) — совокупность религиозных и/или мифологических представлений о формах и пространстве мира, так или иначе связанных с геометрическими воззрениями относительно устройства Вселенной и человека[1]. Термин «сакральная геометрия» используется археологами, антропологами, философами, культурологами и людьми, чья работа связана с духовной деятельностью.

Сакральная геометрия — часть мифологического и религиозного мировоззрения, результат мистического опыта. Сакральная геометрия использовалась во все времена и во всех мировых религиях, в музыке, искусстве, храмовой архитектуре, иконографии, живописи и других видах религиозного искусства, а также при создании и поддержании священных мест, таких как теменосы, священные рощи, священные источники и т. д. Некоторые исследователи относят к сакральной геометрии также пифагорейскую и неоплатоновскую геометрии и ряд астрологических трудов.

Как отмечает австралийский писатель и исследователь религий Стефен Скиннер, сакральная геометрия уходит своими корнями в изучение природы и заложенных в ней математических принципов[2]. Многие природные объекты имеют чётко выраженные геометрические формы, например, моллюск наутилус помпилиус растёт с постоянной скоростью, и поэтому его раковина, чтобы приспособиться к этому росту без изменения формы, приобретает вид логарифмической спирали, пчёлы строят шестиугольные соты для хранения мёда, и т. д. Эти и другие соответствия иногда интерпретируются в терминах сакральной геометрии и считаются дополнительным доказательством природного (то есть божественного) происхождения геометрических форм.

В своих работах С.Скиннер рассматривает подход некоторых авторов, которые накладывают геометрически правильный рисунок поверх изображений природных или искусственных объектов, находя при этом некоторые линии, пересекающие изображение, и интерпретируют это на основе сакральной геометрии. Если изначальный геометрически правильный рисунок не имеет совпадений с таким изображением, Скиннер называет это «незакрепленной геометрией» (англ. unanchored geometry)[3].

Некоторые сторонники сакральной геометрии видят значение в кругах на полях, надписях наска и других геоглифах, изучением которых занимается цереология[4] (геоглифология) — исследовательское направление на грани псевдонаучности, занимающееся геоглифами и изображениями неизвестного происхождения[5].

В ряде религий и мистических учений имеется представление, что бог создал Вселенную в соответствии с определённым геометрическим планом. Так, Платон излагает концепцию устройства мироздания в диалогах «Тимей», «Государство» (книга десятая), а также в «Федоне». Космос Платона имеет форму совершенной сферы: