Салгаду, Зелиа


Зелиа (Зелия) Салгаду (порт. Zélia Salgado, полное имя Zélia Ferreira Salgado; 19042009) — бразильская художница, скульптор и педагог[1].

В 1922 году начала учиться живописи в мастерской братьев мексиканского происхождения — художника Энрике Бернарделли[порт.] и скульптора Родольфо Бернарделли[порт.]. Затем с 1924 года продолжила своё образование в Национальной школе изящных искусств[порт.] в Рио-де-Жанейро. Получив в школе премию Prêmio de Viagem à Europa[порт.] за свою скульптуру в 1930 году, она получила право на учебную поездку в Европу: посетила Лондон и Париж, где училась в Академии Гранд-Шомьер в 1937—1938 годах у Отона Фриеза, Роберта Влерика[фр.] и Исаака Добринского[2].

Несмотря на то, что Салгаду уже имела собственные работы, только в 1946 году она решила организовать свою первую персональную выставку живописи в отеле Palace Hotel, на которой представила детские портреты. Работы художницы были хорошо приняты критиками. С 1946 года она работала в мастерской художника-пейзажиста Роберту Бурле Маркса, часто заменяя его на уроках изобразительного искусства и укрепляя художественное партнёрство, которое продлилось у них до конца жизни. Именно по инициативе Роберту Маркса Зелиа начала заниматься абстрактной скульптурой, начав с работы Aspiração Vertical nº1, выполненной из бронзы в 1949 году[2]. Свою собственную студию художница основала в Ипанеме в 1950 году. В 1953 году она участвовал в 1-й Национальной выставке абстрактного искусства (1º Exposição Nacional de Arte Abstrata), проходившей в Hotel Quitandinha. В следующем году начала преподавать в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро, где работала до 1959 года. В числе её учеников — Лижия Кларк.

В 1955 году Зелиа Салгаду была удостоена серебряной медали скульптуры из алюминия на салоне современного искусства Salão de Arte Moderna de São Paulo (сегодня эта работа находится в Национальном музее изобразительных искусств[порт.]), а также на первой персональной выставке в Музее современного искусства в Сан-Паулу в 1956 году. На биеннале искусства в Сан-Паулу в 1959 году (скульптор участвовала в первых четырёх биеннале) она представила работу «Composições em Aço Inox» позже утраченную во время одной из передвижных выставок[2].