«Салем» (англ. «Salem») — наиболее известная в настоящее время акварель валлийского художника Сиднея Курноу Воспера[2]. Создана в 1908 году. Работа запечатлела интерьер баптистской часовни Салем в общине Пентре-Гвинврин[Прим 1] в графстве Гуинет на территории Северного Уэльса . Широко распространено мнение, что в складках и узоре ткани шали, наброшенной на руку пожилой женщины — главного персонажа акварели, художник изобразил лицо дьявола .
Акварель входит в собрание Художественной галереи леди Левер в Порт-Санлайт в графстве Мерсисайд[3][4]. Она была приобретена у художника Уильямом Левером, 1-м виконтом Леверхьюмом , в 1909 году за сто гиней (105 фунтов стерлингов) . Второй, выявленный только в 1988 году, вариант работы художника в 2019 году приобрела Национальная библиотека Уэльса .
Работа Курноу Воспера была использована в одной из первых успешных маркетинговых кампаний в Великобритании. В начале XXI века акварель «Салем» продолжает вызывать восхищение жителей Уэльса как символ валлийской культуры и очаровывает зрителей изображением образа жизни простых людей в британской провинции на рубеже XIX и XX веков . Её исследованием занимаются религиозные деятели, искусствоведы, культурологи и историки Великобритании .
К началу XX века Сидней Курноу Воспер добился международного успеха в качестве художника-акварелиста. На культуру Уэльса он обратил пристальное внимание после женитьбы на уроженке Мертира Констанс Джеймс в 1902 году[5]. Она происходила из семьи потомственных политиков местного уровня и, по предположению некоторых исследователей, познакомила супруга с культурой уэльской глубинки. При том, что наиболее известные в настоящее время работы художника связаны с Уэльсом, его тесная связь с этим регионом в реальности закончилась со смертью Констанс в 1910 году[6][7].
Часовня Салем находится в общине Пентре-Гвинврин в графстве Гуинет на территории Северного Уэльса . Воспер часто посещал изображённую им на акварели часовню, когда отдыхал в этом регионе[8][4]. В мае 1908 года художник сначала остановился в деревне Лланбедр, но затем переехал в Брин-Хифрид (Лланвайр) и проживал на современной, построенной из местного камня, вилле с панорамным видом на залив Кардиган. Здесь он и жил во время работы в Салеме над акварелью[2].
По мнению баптистского пастора Гетина Рассела-Джонса, художник изобразил воскресное богослужение[5]. Сам Курноу Воспер рассказывал в одном из писем, что его поразила музыка молебна, исполнявшегося на валлийском языке, а также доброта, отзывчивость и искренность присутствовавших в часовне верующих. Уже во время богослужения Воспер сделал карандашные наброски с натуры отдельных персонажей будущей акварели[9].