Самаритянская религия


Самаритянская религияавраамическая, монотеистическая, этническая религия[1] самаритян, этнорелигиозной группы, которая, наряду с евреями, происходит от древних израильтян[2][3][4][5][6][7]. Центральным священным текстом религии является Самаритянское Пятикнижие, которое самаритяне считают оригинальной, неизменной версией Торы[8].

Самаритяне описывают свою религию как святую веру, которая началась с Моисея и не изменилась на протяжении тысячелетий, прошедших с тех пор. Самаритяне верят, что еврейская Тора и иудаизм были испорчены временем и больше не служат обязанностям, которые Бог возложил на израильтян на горе Синай. Самым святым местом для самаритян в их вере является гора Гризим недалеко от Наблуса, в то время как евреи считают Храмовую гору в Иерусалиме своим самым священным местом[9].

Самаритяне считают, что вершина горы Гризим является истинным расположением Божьего Святого Места. Самаритяне прослеживают свою историю как отдельного образования до периода вскоре после вступления израильтян в Землю Обетованную. Самарянская историография прослеживает сам раскол до того, как первосвященник Илий покинул гору Гризим, где стоял первый израильский жертвенник в Ханаане, и построил конкурирующий жертвенник в соседнем Силоме. Несогласная группа израильтян, последовавшая за Илием в Силом, должна была в последующие годы отправиться на юг, чтобы завоевать Иерусалим (евреи), в то время как израильтяне, оставшиеся на горе Гризим в Самарии, стали известны как самаритяне[10].

Абуль-Фатх[en], написавший в XIV веке крупный труд по истории самаритян, комментирует происхождение их следующим образом[10]:

Между Эли, сыном Яфни, из рода Ифамара, и сыновьями Пинка (Финееса) разразилась ужасная гражданская война, потому что Эли, сын Яфни, решил узурпировать первосвященство у потомков Пинка. Он приносил жертвы на алтарь из камней. Ему было 50 лет, он был наделён богатством и отвечал за сокровищницу детей Израиля. …