Самойлова-Мичурина, Вера Васильевна


Вера Васильевна Самойлова-Мичурина (1824—1880) — российская актриса из актёрской династии Самойловых[2]. Известна также как Самойлова 2-я[Комм 1]. Дочь В. М. и С. В. Самойловых, сестра Василия Васильевича, Надежды Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов.

До 1840 года училась в частном пансионе Ферай. На сцене Александринского театра дебютировала в роли Варвары в пьесе Н. И. Филимонова «Князь Серебряный»[3] 10 ноября 1841 года — в бенефис своей сестры Надежды. В следующем году, после дебюта в драме Родена «Ифигения в Авлиде» она была принята в труппу театра[4]. Первый большой успех был в пьесе В. Р. Зотова — «Дочь Карла Смелого», где она играла роль дурочки Микаэлы, простой, любящей и страдающей девушки — роль, требовавшую не трагического подъёма, а только искренности чувства. Молодая артистка поразила всех своим исполнением; автор пьесы даже воспел её в стихах. Новые трагические роли (в «Разбойниках», «Отелло», «Коварство и любовь») не способствовали её карьере. Её амплуа ярко проявилось в 1844 году, — в пьесе «Прихоть кокетки». Роль молодой светской женщины княгини Томилиной, наивной кокетки, была оттенена ею с такой простотой и грацией, что эта довольно слабая пьеса долго держалась в репертуаре. С тех пор и определилась область творчества Веры Самойловой — роли светских дам и девиц. Роль Софьи в «Горе от ума» была торжеством артистки. И. С. Тургенев написал для неё две одноактные пьесы: «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвётся»; А. М. Жемчужников — комедию «Странная ночь»; Ф. Ф. Корф — комедию «Белая камелия», и никогда потом эти пьесы не видали такой тонкой художественной исполнительницы. Такова же была её игра в пьесах «Отставной театральный музыкант и княгиня», «Евгений Онегин», «Окно во втором этаже». Прекрасно удавалась ей и роль Маши в «Холостяке» Тургенева[2][4].

Кроме классического репертуара, выступала также в популярных в середине XIX века пьесах-пословицах[5].

В 1853 году вышла замуж за полковника А. М. Мичурина и вынужденно (поскольку по тогдашним правилам, жены офицеров не могли быть актрисами, а на отставку Мичурина не согласился император Николай I) оставила сцену; как писал театральный летописец А. И. Вольф она «сошла со сцены в полном цвете лет и полном развитии таланта». Некоторое время была учительницей в Императорской театральной школе; после смерти мужа (1877) давала и у себя дома уроки драматического искусства — среди её учеников были Анненкова-Бернар[6], Александра Брошель[7], И. П. Уманец-Райская, Глафира Мартынова и др[4].

Евдокия Яковлевна Панаева писала в своих мемуарах (А. Панаева Воспоминания. — М.: Захаров, 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9):