Самойлов, Василий Васильевич


Василий Васильевич Самойлов (15 января 1812[1]28 марта 1887[2]) — русский актёр и художник[3]. Отец артиста Павла Васильевича Самойлова.

Принадлежал к знаменитой актерской семье Самойловых, сын оперных певцов В. М. Самойлова и С. В. Черниковой-Самойловой. Сестры — известные актрисы Александринского театра: Надежда Самойлова и Вера Самойлова. Родился в Петербурге, крещен 20 января 1812 года в Никольском Богоявленском морском соборе, крестник С. П. Жихарева и Н. С. Семеновой.

Воспитывался в Горном корпусе (1829) и Лесном институте (1832) и был уже офицером, когда по желанию отца, заметившего в нём артистическое дарование и хороший голос, дебютировал в Александринском театре в заглавной партии оперы Э. Н. Мегюля «Иосиф прекрасный» (1834). Три года он исполнял оперные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле «Макар Алексеевич Губкин» Ф. А. Кони, где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства: юркий аферист Присыпочка («Петербуржские квартиры» Ф. А. Кони), Альмавива («Свадьба Фигаро» Бомарше), юродивый Митя («Смерть Ляпунова» С. А. Гедеонова), иезуит Роден («Парижские тайны» по Э. Сю), Швохнев («Игроки» Н. В. Гоголя), старуха в водевиле «Нашествие иноплеменных», скряга Чужбинин в «Талисмане» Г. В. Кугушева, беспамятливый старик из пьесы А. А. Тальцевой «И дружба, и любовь» (Библиографический словарь русских писательниц, 1889, стр. 120 об этом спектакле: «играно на александринской сцене в первый раз в бенефис В. В. Самойлова»[4]), роль старого скрипача, Стружкин («Актер» Н. А. Некрасова), Крупа («Машенька» по поэме А. Н. Майкова; 1850). Тем не менее ещё в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, Самойлов должен был появляться и в таких выходных ролях, как Гильденстерн в «Гамлете» У. Шекспира.

Окончательно завоевал Самойлов публику в 1846 году исполнением роли Пузыречкина, поставив в свой бенефис пьесу К. Д. Ефимовича «Отставной театральный музыкант и княгиня». Ещё более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов — А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. А. Потехина, А. Ф. Писемского, А. В. Сухово-Кобылина, П. Д. Боборыкина, В. А. Дьяченко, Н. А. Чаева, В. А. Крылова, А. И. Пальма, Д. В. Аверкиева и др.