Самолёт укороченного взлёта и посадки


Самолёт укороченного взлёта и посадки (сокр. СУВП, аналогично англ. Short take-off and landing / STOL) — самолёт с малой потребной длины взлётно-посадочной полосы (ВПП), для удачного взлёта и посадки.

Общепринятого международного определения (термина) не существует, однако все определения сводятся к регламентированию дистанций разбега и пробега и высоты препятствий у торцов ВПП.

Большинство самолётов УВП спроектированы для работы на неподготовленных площадках, хотя некоторые, как, например, De Havilland Canada Dash 7, требуют взлётно-посадочной полосы. Также большинство из них имеют хвостовое колесо, хотя есть и исключения, например: СП-30, Quest Kodiak[англ.], De Havilland Twin Otter или Peterson 260SE[англ.]. Автожиры, вертолёты и воздушные шары также являются летательными аппаратами с УВП-возможностями, поскольку им не нужна ВВП или они имеют короткий разбег при взлёте, а приземляться они способны практически без пробега.[источник не указан 977 дней]

Потребная длина ВПП для определённого типа самолёта зависит от квадрата его скорости сваливания, следовательно, все наработки по СУВП направлены на снижение этой скорости. Большая тяговооружённость и низкое лобовое сопротивление позволяют быстро достичь отрыва при взлёте. При приземлении пробег уменьшается мощными тормозами, малой посадочной скоростью; меньше распространены реверс тяги и интерцепторы. В общем, принадлежность самолёта к классу УВП определяется наибольшей дистанцией из двух: разбега и пробега.

Не меньшее значение имеет способность самолёта избегать при взлёте и приземлении столкновений с препятствиями, например, деревьями. При взлёте этому способствует тяговооружённость и низкое лобовое сопротивление. При посадке лобовое сопротивление увеличивается применением закрылков, а также особой техники пилотирования — скольжения, когда самолёт, используя руль направления, летит слегка «лагом» (при этом курс не равен направлению полёта). Увеличившееся лобовое сопротивление позволяет выполнять крутое снижение без чрезмерного набора скорости, который привёл бы к удлинению пробега.