Молодёжный театр на Фонтанке


Санкт-Петербургский государственный Молодёжный театр на Фонтанке — театр в Санкт-Петербурге. Художественным руководителем театра является народный артист России, лауреат премии Правительства РФ[1] Семён Яковлевич Спивак.

Молодёжный театр был основан в 1979 году лидером российского студийного движения режиссёром Владимиром Афанасьевичем Малыщицким (главный режиссёр с 1979 по сентябрь 1983 гг.), как молодёжная экспериментальная площадка для поиска новых театральных форм. Его появление на театральной карте города сразу стало событием — в те годы открытие нового театра было почти невозможно. В труппу, наряду с профессионалами, вошли актеры-любители театра «Студио» при ЛИИЖТе. Театр открылся 18 января 1980 спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Б. А. Голлера. Основу его репертуара составили инсценировки произведений лучших современных прозаиков СССР. Этот период Молодёжного театра связан с легендарными спектаклями «Сотников» (по В. Быкову), «Отпуск по ранению» (В. Кондратьев), «И дольше века длится день» (по Ч. Айтматову); с именами актеров Василия Фролова, Александра Мирочника, Нины Усатовой, Юрия Овсянко, Олега Попкова, Владимира Халифа… Театр быстро обрёл популярность в среде передовой интеллигенции, стал островком духовности, притягивавшим Ю. Лотмана, Н. Эйдельмана, К. Рудницкого, Ю. Любимова, Ф. Искандера, В. Быкова, Б. Васильева, А. Вознесенского. Зрителей волновала интонация спектаклей: то исповедальная, то остропублицистическая. Яркий, но очень недолгий, этот этап жизни Молодёжного театра был завершен с уходом его создателя — Владимира Малыщицкого.

В 1983 году Молодёжный возглавил Ефим Михайлович Падве (1938—1991, главный режиссёр с 1983 по 1989 гг.) — талантливый ленинградский режиссёр, любимый ученик Георгия Товстоногова. Театр сохранил своё название, труппу и некоторые спектакли, но это был уже совсем другой театр: настолько иной была индивидуальность его нового творческого руководителя. Сохранился высокий уровень драматургии, интерес к современности. Но не публицистика, а тончайший психологизм жизни человеческого духа привлекал Ефима Падве. Вампиловская «Утиная охота» в его сценической интерпретации была одной из лучших ленинградских постановок 80-х годов.

Спектакль-концерт «Звучала музыка в саду» — ностальгия и воспоминание об эстраде начала века — стал рассказом об истории Молодежного театра и его актеров. Незатейливая пародия на репертуар дореволюционного Театра Буфф в Измайловском саду наполнилась новым смыслом. Менялись исполнители, сокращалось количество номеров, но по-прежнему представление собирало полные залы.