Санредам, Питер Янс


Питер Янс Санредам, Младший (Сын) (нидерл. Pieter Jans (Zoon) Saenredam, 9 июня 1597, Ассенделфт — 31 мая 1665, Харлем) — нидерландский рисовальщик и гравёр, представитель харлемского академизма.

Питер Янс Санредам родился в 1597 году в семье голландского рисовальщика и гравёра Яна Питерса Санредама Старшего (1565—1607), уроженца города Санредама, или Саардама (нидерл. Saenredam, Saardam, Zaandam), отсюда фамилия[1]. Санредам Старший — художник-маньерист, был самым известным из учеников и помощников знаменитого Хендрика Гольциуса.

После смерти отца, в 1612 году, мальчик с матерью переехали в Харлем[2]. Там будущий художник поступил в обучение к Франсу Питерсу де Гребберу. Всю последующую жизнь Санредам прожил в Харлеме, не считая нескольких поездок, связанных с выполнением заказов в других городах Голландии[2].

В 1614 году он стал членом Гильдии Святого Луки в Харлеме. На рисунке, сделанном его другом Якобом ван Кампеном, хранящемся в Британском музее в Лондоне, представлен невысокий, сгорбленный человек. Он умер в Харлеме[3].

Питер Янс Санредам Младший специализировался на изображении церковных интерьеров. Вначале он делал рисунки с натуры, используя точные измерения пропорций здания и угловых перспектив, а затем в мастерской переводил такие рисунки в живопись. Характер картин Санредама соответствует общему стилю голландского искусства XVII века, в том числе архитектуры: просторное светлое пространство, преобладание белого, серого и чёрного цветов, побелка стен, резная мебель из тёмного дерева, мраморные полы в шахматную клетку. Лаконизм интерьеров согласуется с эстетикой кальвинистской реформации в протестантской Голландии.

Многие художники до Санредама, в том числе романисты, специализировались на воображаемой и причудливой архитектуре; Санредам был одним из первых, кто стал изображать существующие здания так, как они выглядят в обычные дни и при естественном освещении. Именно его можно считать зачинателем этого жанра в искусстве Голландии[2]. Картины Санредама, проникнутые светом и покоем, иногда сравнивают с картинами Эманюэля де Витте с живой и суетливой атмосферой храмов, наполненных людьми.