Санти-Куаттро-Коронати


Санти-Куаттро-Коронати (итал. La Basilica dei Santi Quattro Coronati — Базилика Четырёх коронованных святых) — монастырский комплекс на холме Целий в Риме. Включает в себя титулярную базилику в честь Четырёх коронованных святых, два женских монастыря (августинок и маленьких сестёр Агнца). Монастырская церковь в нынешнем виде существует с начала XII века, но содержит многочисленные остатки предыдущей, построенной в IX веке. Кроме этого, в состав комплекса входят Календарный и Готический залы и капелла Сан-Сильвестро с циклами фресок XIII века.

О почитании Четырёх увенчанных мучеников на холме Целий известно из Мартиролога Иеронима (начало V века). Существует несколько легенд об этих святых:

Каким образом почитание трёх различных групп мучеников слилось в единый культ Четырёх увенчанных мучеников, даже их точное количество и имена остаются предметом дискуссий. Папа Лев IV (847—855), до своего избрания бывший пресвитером Санти-Куаттро-Коронати, заново отстроил «свою» базилику и, по сообщениям Liber Pontificalis, перенёс сюда мощи всех трёх групп мучеников. В средние века день памяти этих святых перемещался в интервале между 7 и 9 ноября, в итоге праздник был установлен на 8 ноября.

Нынешняя улица виа Санти-Куаттро-Коронати уверенно ассоциируется современными историками с античной виа Тускулана. В этом месте, по сообщениям Цицерона, должен был находиться небольшой храм Дианы, заменённый затем на большой городской дом Луция Кальпурния Пизона Цезонина, тестя Юлия Цезаря. Археологических подтверждений этому пока не обнаружено.

Каталог начала IV века упоминает о 127 частных домах на холме Целий, в числе которых находились виллы сенаторов и императорских родственников. Санти-Куаттро-Коронати занимает место одной из таких резиденций. Под зданиями монастырского комплекса обнаружены криптопортик и несколько примыкавших к нему комнат (I-II века новой эры), а также большой зал 42х15 метра (IV век). Конфигурация нынешней базилики и примыкающих зданий «унаследована» от этого здания IV века. Предполагается, что именно это здание и было первой «титулярной церковью» (titulus), возникшей здесь.