Сан-Бьяджо


Церковь Мадонны ди Сан-Бьяджо (итал. La chiesa Madonna di San Biagio) — небольшая церковь расположенная примерно в километре к юго-западу ниже городских укреплений Монтепульчано, на юге Тосканы, в провинции Сиена. Построена по проекту архитектора Антонио да Сангалло Старшего в 1518—1544 годах. Храм расположен в открытом поле в конце кипарисовой аллеи и служит паломнической церковью[1][2]. П. П. Муратов назвал церковь Сан-Бьяджо «одной из чистейших гармоний» Высокого Возрождения.

Здание ныне существующей церкви построено на месте древней раннехристианской базилики, посвященной Святой Деве Марии. Около 1000 года она оказалась внутри стен замка Сан-Бьяджо. Приходскую церковь освятили в честь Св. Власия (лат. Blasius; итал. San Biagio), откуда её последующее название. На одной из стен церкви сохранилась фреска с изображением Мадонны с Младенцем и святым Франциском, работа сиенского живописца XIV века. Почитание фрески и дальнейшее строительство храма связаны с чудесным событием, которое произошло 23 апреля 1518 года: две женщины и пастух, проходя мимо фрески, увидели, что «глаза Мадонны двигались как живые» [3].

Чудеса множились, и началось строительство новой церкви, шедевра архитектора Антонио да Сангалло Старшего. Строительство было поддержано папой Львом X, который получил образование у Анджело Полициано, уроженца Монтепульчано. Фундамент был заложен в 1518 году, основное строительство было окончено в 1526 году, работы в интерьере и возведение купола продолжались до 1545 года [4].

Церковь выстроена из светлого желтоватого известняка: травертина, в форме греческого креста с центральным куполом на цилиндрическом барабане и кубическом основании, с полукруглой апсидой. Главный фасад обращён на север и имеет две отдельно стоящих, симметрично расположенных, квадратных в плане колокольни: одна недостроена, другая — ярусная с гранёным шатром, оформленная различными ордерами: дорическим, ионическим, коринфским. Закруглённая апсида должна была иметь полукупольное завершение, которое отсутствует в готовом здании. На его месте устроен балкон с парапетом.

Церковь Сан-Бьяджо относится к композиционному типу центрических храмов, который создавали архитекторы так называемого римского классицизма периода Высокого Возрождения в Милане и Риме в начале XVI века. Идеи и композиции подобных зданий разрабатывали Л. Б. Альберти, Донато Браманте и Леонардо да Винчи. Предполагают, что Браманте и Леонардо в 1482—1499 годах обсуждали в Милане достоинства византийских крестово-купольных храмов[5].