Сапарин, Виктор Степанович


Ви́ктор Степа́нович Сапа́рин (1905—1970) — советский журналист и писатель-фантаст, видный представитель направления фантастики «ближнего прицела».

Родился в Москве в семье журналиста 9 [22] февраля 1905 года. Учился в Московском механико-электротехническом институте им. М. В. Ломоносова. С 1926 года работал в газетах и журналах, публикуя корреспонденции, очерки, фельетоны, научно-популярные статьи[1].

Участвовал в Великой Отечественной войне. После её окончания работал в печати. С 1949 года работал в научно-популярном журнале «Вокруг света», на протяжении почти 20 лет был его главным редактором. В 1960 году стал также главным редактором «Искателя» — приложения к «Вокруг света»[2].

Творчество Сапарина относится главным образом к научной фантастике. Он дебютировал в этом жанре в начале 1946 года рассказом «Ультраглаз». В 1949 году вышли его первые книги «Исчезновение инженера Боброва» и «Удивительное путешествие», в 1950 году — сборник рассказов «Новая планета», в 1952 году — повесть «Голос моря», в 1958 году — сборник «Однорогая жирафа». Эти произведения выдвинули Сапарина в число ведущих советских фантастов того периода.

Творчество Сапарина в 1940—1950-е годы целиком находилось в русле фантастики «ближнего прицела» с её непременными атрибутами — изобретениями и открытиями, полезными для нужд социалистического строительства. В 1950 году он первым использовал в художественном произведении — своей фантастической повести «Новая планета» — слово «космонавт», впоследствии ставшее общеупотребительным.

В конце 1950-х годов, по мере изменения приоритетов в советской фантастике, Сапарин несколько отошёл от концепции «ближнего прицела». С 1958 по 1962 год он написал серию рассказов о близком коммунистическом будущем, действие которых происходит на Земле и в космосе, в том числе — на Венере, где земляне вступают в контакт с местными обитателями. Рассказы этого цикла, объединённые в сборник «Суд над Танталусом» (1962) — последнюю фантастическую книгу писателя — в совокупности рисуют одну из первых в советской фантастике «мозаичных картин» утопического будущего. В дальнейшем фантастические рассказы Сапарина печатались только в молодёжных журналах и сборниках издательства «Молодая гвардия».