Сарепта-на-Волге


В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июля 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Название было выбрано из-за созвучия библейского топонима (см. Сарептская вдова) и названия местной речушки Сарпа.[1].

Сюда прибыло из Верхней Лужицы (Саксония) 50 гернгутеров обоего пола, поселённых в этом районе на особых условиях[2].

Родоначальниками этой общины были табориты, последователи Яна Гуса, которых изгнали из Чехии (Богемии) и Моравии, а в 1456 году в Польше они образовали евангелическое братство («Богемские братья»). За период Тридцатилетней войны в Европе их почти полностью истребили. В начале XVIII века идея «Богемских братьев» получила развитие в Германии, где им оказывал покровительство Николаус Людвиг Цинцендорф. В 1722 году он купил имение Бертельсдорф и землю. Именно на этой земле стали собираться не только Богемские братья, но и люди из других сект, подвергаемых преследованиям. Новое поселение назвали — Гернгут (Хернхут), а соответственно общину — гернгутской братской общиной.

Главная цель общины изначально было миссионерство среди язычников, где не было миссий других исповеданий.[3]

Сарептским колонистам было отведено 5870 десятин лучшей земли, выдана денежная ссуда в 48 748 рублей с долголетней рассрочкой и разрешено собственное управление.

Натуралист Самуил Георг Гмелин, посетив Сарепту в 1771 году, назвал её «истинным украшением как Царицынского уезда, так и всей Астраханской губернии» и отметил, что колонистам «мало помогают соседи»: