Свадебный выкуп у славян


Сва́дебный вы́куп у славя́н — славянский обряд, при котором обычно сваха, дружки, сам жених или гости вносят реальную или символическую плату (деньги, пища, полотно, рушник и т. п.) за выход невесты из дома, проезд «свадебного поезда», танец с невестой, при «похищении невесты» или её туфля на свадьбе.

В свадебном обряде ритуалы, связанные с выкупом, распространены на всех его стадиях. Выкупаются невеста и символ девичества — коса невесты, лента (с.-рус. красота), венок (бел.); приданое; свадебное знамя (ю.-слав.); право на проезд свадебного поезда (дорогу перекрывают брёвнами, камнями, верёвкой, цепью, лентой, снопами, столом с чарками); возможность входа в дом; место возле невесты за столом (в.-слав.); каравай; постель (в.-, з.-слав.); право брачной ночи. Кроме того, молодой платит за угощение и дары после брачной ночи.

Чаще всего сваха, братья, дружки или сам жених выкупают что-либо у брата, подруг, отца, матери невесты. Приезжая за невестой, жених находил двери запертыми и должен был платить выкуп (вратарину — ю.-серб.). Если выкуп мал, вместо невесты жениху выводили другую девушку (луж.). Нередко жениху предлагали узнать свою невесту среди переодетых девушек и выкупить её (ц.-рус.). При этом требование выкупа формулировалось в виде загадки, например просили кашу, сваренную без огня (то есть мёд), и т. п., постепенно усложняя задания для жениха и дружки (чеш.). Парни и женатые мужчины платили выкуп за танец с невестой (пол.). Известен также выкуп жениха: во время сватовства подруги невесты не отдают его свахам без выкупа (рус.). В Моравии (Горняцко) у молодожёнов ночью выкрадывают вещи, требуя за них утром выкуп[1].

Бра́нье — обряд передачи невесты дружкам и жениху «с рук на руки одному гостю навеки», включающий: встречу поезда, вывод невесты и проводы к венцу.

В доме как жениха, так и невесты велась подготовка к бранью. Сваха и родственники жениха украшли ещё с вечера свадебный возок; утром мать чесала сыну кудри — он тоже прощался со своей холостой жизнью. Чтобы уберечь парня от сглаза, крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое — рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же.

Невеста перед браньем прощалась с подругами, с родительским домом. Собственно свадьба начиналась с приезда «свадебного поезда», гостей со стороны жениха на лошадях к дому невесты. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.