Светлана (фрегат)


«Светлана» (рус. дореф. «Свѣтлана») — 40-пушечный трёхмачтовый винтовой фрегат Российского императорского флота. Совершил три кругосветных путешествия и около 20 дальних походов. С 1874 год по 1884 год состоял в Гвардейском экипаже.

По одной из версий, фрегат назван в честь героини одноимённого произведения В. А. Жуковского — гадалки Светланы. Так это или нет, но сам император утвердил это имя для корабля[1].

В июне 1856 года был подписан договор между Морским министерством Российской империи и французской верфью «Колло и Компания» (фр. Collas at Comp), которая располагалась в городе Бордо, на строительство фрегата и корвета. Со стороны Морского министерства договор подписал контр-адмирал И. И. Шанц, со стороны верфи — её владелец Б. Колло. Стоимость постройки фрегата оценивалась в 2 800 000 франков, что приблизительно равнялось 705 000 рублям серебром. По договору фрегат должен был полностью готов к 1 мая 1858 года, а за каждый день просрочки взимался штраф в размере 500 франков[2].

С момента подписания договора наблюдающим за разработкой чертежей и постройкой фрегата, а также исполняющим обязанности командира, назначили капитана 2-го ранга П. Ю. Лисянского. 14 августа финансирование строительства было утверждено самим Императорским Высочеством (кем именно?)[2], и 20 августа фрегат зачислен в списки Российского Императорского флота под названием «Светлана»[1]. В этот же день П. Ю. Лисянский произведён в чин капитана 1-го ранга[2]. Также наблюдать за строительством фрегата в Бордо был командирован на два года капитан 2-го ранга И. И. Бутаков[3].

13 октября 1856 года состоялась торжественная церемония закладки корабля. В феврале следующего года установка железного набора корпуса была практически завершена. Но сложное финансовое положение верфи заставило владельца Б. Колло продать её предпринимателю инженеру Арману в марте 1857 года. Верфь стала именоваться фр. Kredit Maritaime & Arscan[2]. Новый владелец потребовал от правительства России доплатить за строительство ещё 1 130 000 франков. После согласования условий строительство продолжилось[4]. С этого же года наблюдать за постройкой фрегата дополнительно назначен лейтенант П. И. Лесли[5]. С началом 1858 года началась обшивка подводной части корпуса медью[4].

3 мая 1858 года фрегат был спущен на воду[4]. Для постройки корпуса фрегата использовался дуб, тик, красное дерево и сосна. Сформированная в Кронштадте команда фрегата прибыла в Бордо на пароходо-фрегате «Камчатка»[6]. 8 мая началась установка мачт и такелажа. 4 июля началась установка машин. 27 сентября «Светлана» стала на якорь на рейде Бордо, после чего начались ходовые испытания, завершённые в начале октября[4].