Светомузыка


Светомузыка (также цветомузыка) — исполнение музыки с сопровождением динамического цветного освещения[1]. Вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такая психологическая способность, в свою очередь, связана с эстетическим эффектом симультанного (одновременного) восприятия цвета, света и звука. В традиционном понимании такая связь существует в музыкальном театре.

В психологии, в частности, в психологии искусства, способность человека соотносить ощущения звука, света или цвета получило название синестезия (др.-греч. συναίσθηση, от σύν — вместе и αἴσθησις — ощущение). Так, известно, что музыкальные инструменты воспринимаются намного громче и отчётливее в хорошо освещённом помещении. Поэтому при исполнении симфонической музыки свет в зале обычно не гасят.

Выделяют до семидесяти различных видов синестезии — от ощущения вкуса времени до различения запахов музыки. Однако наиболее распространёнными являются цветомузыкальные ассоциации (акустико-цветовая, или хроместезия). Подобные ощущения субъективны, но экспериментальные исследования выявляют идентичные ассоциации у разных людей. Одно из проявлений этого свойства — цветной слух, способность представлять звук соответствующим цветом либо испытывать звуковые переживания при восприятии цвета. Этой идеей вдохновлялся композитор Рихард Вагнер в своей теории гезамткунстверка. Известно, что поэты Шарль Бодлер и Артюр Рембо считали себя синестетами и стремились использовать эту психологическую особенность в своём творчестве. Известны случаи передачи этого свойства по наследству. Синестетиками был писатель В. В. Набоков, его мать, жена и сын. Связь между слухом и зрением убедительно показал русский физик и физиолог академик П. П. Лазарев[2].