Светотехническое оборудование летательных аппаратов


Светотехническое оборудование летательного аппарата — Источники света снаружи и внутри самолета (Летательного аппарата).

Светотехническое оборудование летательного аппарата предназначено для обеспечения работы экипажа летательного аппарата в сложных метеорологических условиях полёта и ночью, для сигнализации, а также для наземных работ с летательным аппаратом в ночных условиях и внутри его конструкции.

Стационарным осветительным оборудованием на самолётах озаботились с появлением насущной необходимости выполнения полётов в тёмное время суток. Так, например, на самолёте ТБ-1 (1925 год) уже имелись две посадочные фары и примитивное освещение кабин. Бортовая сеть на этом самолёте была на напряжение 12 вольт и питалась в полёте от динамо-машин, раскручиваемых потоком воздуха, на земле для питания освещения использовался бортовой свинцовый аккумулятор.

На самолёте И-16 (1933 год) уже были цветные навигационные огни в законцовках плоскостей крыла. Для освещения приборной доски пилота использовались две лампы накаливания на 24 в мощностью по 5 вт каждая.

Для обеспечения видимости надписей, показаний приборов и элементов коммутации в то время широко стала применяться светомасса постоянного свечения на основе солей радия, в дальнейшем стали применять светомассу временного действия с постоянной подсветкой в полёте лампами ультрафиолетового облучения УФО, с невидимым для человеческого глаза спектром свечения (как пример, Ли-2, 1941 год). Приборные доски и вся арматура кабины окрашивались в чёрный матовый цвет, не дающий бликов.

Несмотря на все достоинства такого решения, светомасса имела большой недостаток: она вызывала утомляемость зрения экипажей при длительных полётах вплоть до зрительных галлюцинаций, поэтому во второй половине 20 века был выполнен ряд научных работ по значительному улучшению эргономичности рабочих мест в летательных аппаратах. Был полностью пересмотрен интерьер кабин, разработчики отказались от чёрных и тёмных цветов и примитивного освещения. Стало широко использоваться местное освещение, шкалы и надписи с подсветкой, бестеневое красное освещение с плавной регулировкой яркости света (например, МиГ-21, 1956 год).