Светоч мира


«Светоч мира» (англ. The Light of the World) — аллегорическое полотно художника-прерафаэлита Уильяма Холмана Ханта, представляющее фигуру Христа у массивной, заросшей бурьяном, давно запертой двери. Картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Название картины также взято из Евангелия: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12) (англ. I am the light of the world).

Над миром лежит ночь. Христос со светильником в руке идёт по миру среди мрака и стучится в дома. На картине Он изображён у одной из дверей. Светильник в левой руке Иисуса подчёркивает мрак, окружающий дом. Свет от светильника направленный, падает на дверь и немного освещает одежды Спасителя. Христос изображён в длинных светлых одеждах, на Нём красный плащ, на голове — корона и вокруг неё терновый венец, на ногах — сандалии. Лицо Христа обращено к зрителю. Ещё одно светлое пятно на картине — луна, образующая нимб вокруг головы Спасителя.

Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, давно не отворялась, заросла бурьяном. На двери нет ручки, и открыть её можно только изнутри[3]. Особое внимание художник уделил изображению светильника. Он довольно сложен и причудлив: семь его граней символизируют семь Церквей Апокалипсиса, а отверстия разной формы — многообразие форм религии, объединённых общим светом.

Вся сцена иллюстрирует фрагмент из Откровения Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Оригинал картины был написан в 1853—1854 годах. Изначально Хант намеревался сделать сцену дневной. Но позже его захватила идея написать ночную сцену и продолжить эксперименты со световыми эффектами, начатые во время работы над картиной «Наши английские берега» (1852). До этого Хант ночных сцен не писал и, чтобы лучше освоить технику их создания, отправился на «натуру», в графство Суррей.

Хант ходил с фонарём в руках и в окрестностях станции Ивелл нашёл подходящую бедную хижину на одной из ферм (Worcester Park Farm). Он построил во дворе соломенный шалаш и прожил в нём несколько месяцев, во время лунных ночей изучая освещение и световые эффекты: преломление света, проходящего через ветви деревьев, рассеяние света от фонаря, тени и полутени. Работал он по ночам, с фонарём и этюдником, и местные жители в конце концов сочли его за сумасшедшего. На ферме с ним жил другой прерафаэлит, Джон Эверетт Милле, который впоследствии вспоминал: