Светский гуманизм


Све́тский, секуля́рный или антиклерика́льный гумани́зм (англ. secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру, рассматривая её как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире. Словосочетание «светский гуманизм» использовалось по крайней мере с 1930-х годов англиканскими священниками[2].

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма»[3], десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений[4][5][6], и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью[7]. Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

Светское гуманистическое движение зародилось в XIX веке, когда в Европе и Америке возникли различные общественные объединения, вдохновленные развитием науки, борьбой с невежеством и занимавшиеся пропагандой рационализма. Так, Огюст Конт в 1850-х годах создал позитивистскую концепцию «религии человечности».