Свещеносец


Свещено́сец (греч. δεποτάτοςшествующий впереди или греч. κηροφόρος — буквально: несущий воск (восковую свечу), от греч. κηρός — воск и греч. φορέω — носить) — в современном православии — церковнослужитель, носящий на богослужении и крестном ходе зажжённую свечу и подсвечник с возожжённой свечой, также в некоторых случаях богослужебный фонарь, иконы и прочие богослужебные предметы[1].

Свещеносцы были известны со времен древней Церкви. Святитель Симеон Солунский замечает: «есть руковозложения на должности, например, депотата или свещеносца, совершающееся прежде руковозложения в чтеца, но, впрочем, уже не совершающиеся и ныне как бы совершенно прекратившиеся, хотя в церкви Фессалоникийской незадолго перед этим были и в древнейших уставах описаны»[2]. Сохранилось лишь несколько таких «древних уставов».

Древнейший дошедший до нас чин поставления в свещеносца содержится в Евхологии XI века[1]. Парижской национальной библиотеки. Согласно ему, чин совершался так: ставленник подводился к архиерею и преклонял главу, архиерей трижды благословлял его и читал над ним молитву «Иже всю тварь светом просветивый…», в которой испрашивал ставленнику нескверную и непорочную одежду, после чего облекал в назначенные для свещеносца одежды и, помолившись, отпускал. Также этот чин описан и в Евхологиях XV века Лавры Афанасия Афонского и Синайской библиотеки, лишь с незначительными различиями в тексте молитвы. Чин называется: «греч. Τάξις γινομένη ἐπὶ προχειρήσει κηροφόρου καὶ δεποτάτου».

Это все сведения, которые известны относительно чина поставления в свещеносца. Существовал ли он раньше XI века неизвестно, равно, как и неизвестно, когда он вышел из употребления в Греческой Церкви, которая в современных богослужебных книгах его не имеет. Вероятно, этот чин вышел из употребления не одновременно во всех Восточных Церквах. Основание для этого дает святитель Симеон, когда говорит, что «в Церкви Фессалоникийской незадолго перед этим» он существовал. Видимо, в Солуни чин вышел из употребления в XIV в.; однако рукописи XV в., в которых этот чин содержатся, говорят о том, что еще в некоторых местах он употреблялся, но исчез не позже конца XVI в., поскольку греческие печатные Евхологии его не знают.

Поскольку Россия приняла христианство в то время, когда в Греции еще совершался этот чин, то он перешел и в практику Русской Церкви, где совершался до XVII века. Как чин совершался на Руси с Х по XVI веков — неизвестно. Скорее всего, он оставался точной копией греческого чина. На это указывают рукописные и печатные южно-славянские требники XIV—XVI веков.