Святая Анна (паровая шхуна)


«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» (англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова при попытке прохождения Северного морского пути (1912—1914); пропала без вести в 1914 году.

Судно было спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием «Ньюпорт» (англ. HMS Newport). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был переквалифицирован в исследовательское судно и под командованием капитана Джорджа Нэрса (англ. George Strong Nares) направлен для проведения гидрографических работ в Средиземном море[4]. «Ньюпорт» выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала и стал первым кораблём, прошедшим через канал после его официального открытия в ноябре 1869 года[8].

В 1881 году[4] судно было выкуплено у Британского Адмиралтейства Аленом Уильямом Юнгом (англ. Allen William Young).

Юнг ранее дважды, в 1875 и 1876 годах, использовал однотипное судно под именем «Пандора» в попытке преодолеть Северо-Западный проход за одну навигацию и попутно пролить дополнительный свет на всё ещё волновавшую его современников тайну гибели экспедиции Джона Франклина[5]. Известный мореплаватель Джон Франклин за тридцать лет до того предпринял штурм Северо-Западного прохода на кораблях «Эребус» и «Террор» и пропал без вести.

В память об этих путешествиях Юнг переименовал «Ньюпорт» в «Пандора II» (англ. Pandora II)[9] и использовал в качестве яхты.

Яхту приобрёл английский судовладелец Либурн Пофам (англ. F. W. Leybourne Popham) и переименовал в «Бленкатра» (англ. Blencathra).