Святая Вероника


Свята́я Верони́ка — христианская святая I века. В католической традиции Вероника является женщиной, которая, согласно средневековому преданию, отерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Крестного пути на Голгофу. В православии под именем Вероника почитается женщина, которая, согласно Евангелию, исцелилась, прикоснувшись к одеждам Иисуса Христа[1][2].

В Православной церкви (Элладская[3], Сербская[4], Православная церковь в Америке[5]) память Вероники отмечена 12 (25) июля. В месяцеслове Русской Православной Церкви нет упоминания о святой Веронике[6]. В Католической церкви память Вероники отмечалась 4 февраля[1][7], но отсутствует в современном Римском мартирологе[8].

Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Актах Пилата, относящихся к III или IV веку, где она была той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа (Мф. 9:20-22, Мк. 5:24-34, Лк. 8:43-48)[1]. Согласно историку Евсевию Кесарийскому, она жила в городе Панеаде и в благодарность за исцеление сделала статую Иисуса Христа, которую поставила перед своим домом[9]. Эта статуя была уничтожена по приказу Юлиана Отступника. Согласно житию, оставшиеся годы святая Вероника провела в святости и богоугодных делах, скончавшись в мире[10].

Один из апокрифов (датируется примерно IV веком) «Смерть Пилата» изображает Понтия Пилата соучастником в казни Христа, где его обличает некая Вероника, а за смерть Христа мстит римский император Тиберий[11]. Согласно этому апокрифу, Вероника исцелила императора Тиберия с помощью холста, который Иисус Христос приложил к Своему лику и на котором запечатлелся Его образ[1].

История о Веронике как о женщине, которая вытерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Его шествия на Голгофу, появилась не ранее XII—XIII веков в католической традиции, вероятнее всего, во францисканской среде[2]. По этому преданию, на ткани осталось «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Это изображение называют Платом Вероники. Предполагают, что от этого латинского названия и произошло имя Вероника[1]. При устройстве мраморного кивория в базилике Святого Петра (1197) было свидетельство почитания плата Вероники. Известна также «вуаль Вероники» — «Лик из Манопелло»[2]. О. О. Козарезова отмечает, что icona vera служила указанием на догмат об истинности икон (иконопочитание), так как об этом свидетельствует изображение лика Христа, чудесным образом отпечатлевшееся на ткани[2].

Согласно Гервасию из Тилбери (около 1210 года), Вероника отождествляется с Марфой, сестрой Лазаря. В другой средневековой легенде Вероника названа женой мытаря Закхея и повествуется о проповеди ими Евангелия в Центральной Галлии[1].