Православная церковь в Америке


Правосла́вная це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America[комм. 1], сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — поместная православная церковь, признающаяся всеми Поместными церквами как каноничная, при наличии разных точек зрения на её статус. Автокефалия, предоставленная ей в 1970 году Русской православной церковью, признаётся последней, а также Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии православными церквами. Остальные Поместные церкви рассматривают ПЦА как часть Московского патриархата. Нерешённый вопрос о статусе ПЦА не препятствует её общению с другими церковными юрисдикциями в Америке. Её епископат участвует в деятельности Постоянной конференции канонических православных епископов Америки.

С 1 июля 2009 года предстоятель церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады»[6]. До этого с 2005 года предстоятель Православной церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».

Создание православной церковной организации в Северной Америке восходит к прибытию, по решению российского правительства, на остров Кадьяк (тогда российское владение) в 1794 году православной миссии в составе шести монахов Валаамского монастыря и двух монахов Коневского монастыря (среди них Иоасаф (Болотов), Герман и Ювеналий Аляскинские). Миссия находилась в ведении епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). 21 декабря 1840 году в ведении российского Святейшего синода была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия с центром в Новоархангельске на острове Баранова, на которую был хиротонисан Иннокентий (Вениаминов)[7].

После продажи Аляски в 18 октября 1867 года деятельность Русской православной церкви в Америке заметно осложнилась. Перестав быть духовной миссией на окраине Российской империи, епархия оказалась в иностранном государстве, законы и обычаи которого существенно отличались от российских. Большая часть русского населения и священнослужителей покинула Аляску, куда нахлынули протестантские и католические миссионеры, занявшиеся не только обращением в христианство местных жителей-язычников, но и прозелитизмом среди православных. Финансовая поддержка епархии, ранее осуществлявшаяся упразднённой Русско-американской кампанией, резко пошла на убыль. Местное православное духовенство, лишилось лучших кадров[8]. В 1870 году на всю Аляску приходилось 4 священника: 2 в Ситке, по одному на Уналашке и на Кадьяке[7]. В конце 1860-х годов независимо друг от друга появились первые православные приходы в Америке за переделами Аляски: греческий в Новом Орлеане и два русских в Сан-Франциско и Нью-Йорке[9].