Святой Лонгин (Бернини)


«Святой Лонгин» — скульптура итальянского мастера Джованни Лоренцо Бернини. Имеет размер более четырёх метров в высоту. Завершена в 1638 году, установлена в северо-восточной нише в центре Собора Святого Петра в Ватикане.[1] Английский мемуарист Джон Ивлин, один из ранних очевидцев статуи, назвал это произведение работой «колоссальной значительности».[2]

В 1620-х, статуя святого Лонгина была одной из четырех статуй, заказанных для ниш в центре собора Святого Петра, вместе со статуями святого Андрея Первозванного, святой Елены Равноапостольной и святой Вероники. Такой выбор был сделан из-за реликвий этих святых, которые имеются в соборе. Маленькие модели были созданы различными мастерами, была среди них и одна статуэтка святого Андрея, сделанная Бернини. После различных обсуждений с комиссией по выбору Бернини был назначен для создания скульптуры святого Лонгина.[3]

Вполне вероятно, что раннюю bozzetto (грубую модель из терракоты), хранящуюся теперь в художественном музее Фогг в Гарварде, и датируемую примерно 1631 годом, Бернини изготовил, обдумывая различные концепции для скульптуры[3][4]. Однако, дизайн гарвардской статуэтки совсем не тот, что используется в окончательной статуе. Изменения в проекте балдахина Святого Петра — огромного бронзового кивория в центре собора — повлекли за собой изменения в проекте статуи Лонгина. «Вместо фигуры воскресшего Христа», пишет Клод Дикерсон, «балдахин теперь увенчивался простым шаром и крестом. Поэтому, как осознал Бернини, для Лонгина больше не имело смысла смотреть вверх на балдахин в позе поклонения».[3]

Более поздний терракотовый эскиз, хранящийся в Музее Рима, ближе к окончательному варианту. Что интересно, эта модель разрезана на части; и места разрезов (вдоль правой руки, драпировки и туловища) такие же, как и деления на мраморе скульптуры. Это указывает на то, что Бернини использовал модель, чтобы вычислить, как различные блоки из мрамора могут быть собраны вместе для формирования прочного и законченного целого.[3]

Бернини и его помощники, скорее всего, изготовили гораздо больше предварительных вариантов. Немецкий художник Иоахим фон Зандрарт при посещении студии Бернини в 1635 году насчитал 22 небольших модели для Святого Лонгина.[3] Кроме того, сохранился еще один комплект из восьми набросков в дюссельдорфском музее Кунстпаласт.[5]

После того как модель была согласована, Бернини приступил к работе над скульптурой, что заняло у него три года. В 1638 году скульптура была помещена на своё нынешнее место. За свою работу Бернини получил 3,300 римских скудо, столько же, сколько и авторы других трёх скульптур.[6]