Северное проектно-конструкторское бюро


АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (сокращённо: Северное ПКБ, до 1937 года — филиал ЦКБС-1, до 1946 года — филиал ЦКБ-17, с 1946 по 1966 год — ЦКБ-53) — российское проектно-конструкторское бюро, ведущая компания России по проектированию кораблей для современного флота[2]. По проектам проектно-конструкторского бюро построено более 600 судов, в том числе 450 боевых кораблей: крейсеров, эсминцев, сторожевых кораблей, корветов и катеров различного назначения с суммарным водоизмещением около 1,5 млн тонн[3].

После окончания Великой Отечественной войны перед судостроительной промышленностью СССР была поставлена задача расширения и наращивания производства военных кораблей. 27 ноября 1945 года было подписано Постановление СНК «О десятилетнем плане военного судостроения на 1946—1955 годы». 17 апреля 1946 года распоряжением Совета министров СССР министерству судостроительной промышленности было разрешено создать в Ленинграде Центральное конструкторское бюро с присвоением ему номера 53. 22 апреля филиал ЦКБ-17, располагавшемся на ССЗ № 190, был преобразован в ЦКБ-53. Территориально ЦКБ располагалось в пристройке к турбинному цеху завода № 190 (современная территория Кировского завода). Коллектив ЦКБ к апрелю 1946 года составлял 276 человек[4]. Бюро занималось проектированием и модернизацией кораблей.

Первое послевоенное десятилетие стало временем накопления научно-технического потенциала бюро и впоследствии позволило сделать качественный скачок в развитии надводного военного кораблестроения в следующие годы[5].

Из-за вторжения России на Украину, бюро находится под международными санкциями Канады[6], Украины и США[7], так как «разрабатывает и строит большинство военных кораблей России, вероятно, в том числе, которые используются для бомбардировок украинских городов и нанесения вреда гражданам Украины»[8].