Северный полюс-4


Арктическая полярная станция открыта 8 апреля 1954 года. Дрейфовала на паковом льду (сравнительно тонком и недолговечном).

В марте 1954 года для доставки оборудования (включая бульдозеры) на арктическую исследовательскую станцию «Северный полюс — 4»​​ (СП-4), расположенную на льдине недалеко от Северного полюса, использовались планеры Як-14. Сначала бульдозер доставили на мыс Шмидта четырьмя самолётами в разобранном виде. Перелёт был осуществлен из Москвы и занял 109 часов. Доставить бульдозер на станцию СП-4 было решено одним планером, но при этом пошли на нарушения, так как вес на 700 килограмм был больше грузоподъемности Як-14. В другие планеры загрузили двигатели с электрогенераторами, буровой станок и РЛС системы посадки. Через 4 часа 40 минут планеры произвели посадку на ледовом аэродроме, а буксировщики после отцепки вернулись на остров Врангеля[1]. Это единственный случай использования планеров для транспортировки в Арктике.

Во второй состав полярников СП-4 были включены три офицера и два солдата-радиоразведчика ГРУ, задачей которых было получение информации об американо-канадской линии «Дью»[2].

СП-4 закончила дрейф 19 апреля 1957 года. Прошла от 75°48′ с. ш. 178°25′ з. д.HGЯO до 85°52′ с. ш. 00°00′ з. д.HGЯO в общей сложности 6 970 километров. Начальник экспедиции — Евгений Толстиков.