Седер Олам Рабба


«Седер Олам Рабба» (Рабба = Великая; Седер Олам [ ивр. סֵדֶר עוֹלָם‎ ] = «порядок мира»[1] [хроника]; также Большой седер олам; «Seder Olam Rabbah») — литературный памятник еврейского народа; древняя историческая хроника, обнимающая период от сотворения мира до восстания Бар-Кохбы (132—136 годы) при римском императоре Адриане[2].

Впервые слово «Рабба» в именовании встречается y авторов XII века[3]; до того времени летопись была известна просто «Седер Олам»[4]. Слово «Рабба» могло закрепиться с целью отличия от другой, до того неведомой, хроники — «Седер Олам Зута» (Малый седер олам).[2]

«Седер Олам Рабба» была составлена ранее Мишны, которая записана в конце II — начале III века. Все исторические сведения, сообщаемые хроникой, принимались на веру в Талмуде и мидрашах как освящённые традицией, а некоторые места из летописи вошли в Мишну целиком.

Хроника «Седер Олам Рабба» разделена на три отдела, a каждый отдел состоит из десяти глав. В рукописных текстах Самсона бен-Авраам из Сана (ок. 1150—1230) и Соломона бен-Адрет (1235—1310) главы называются по их начальным словам.[2]

При изложении событий из еврейской истории автор постоянно прибегает к «Пардесy»[2] (или «драш» = толкование; совмещение логических, софистических, метафорических и гомилетических толкований; отсюда «мидраш» и агадическая герменевтика[5])[2]. В целом, хронист придерживается следующих принципов[2] :

В дошедшей до нас редакции «Седер Олам Рабба» в главе XXX недостаёт сведений, касающихся древних римлян и греков и имевшихся в прежней редакции этой книги; так, например, приводимое в «Авода Зара» (10а) изречение рабби Иосе ο римлянах и цитируемый в «Шаббат» (15а) рассказ ο вопросах, предложенных сыну рабби Иосе бен-Халафта, рабби Исмаилу, когда он заболел. Недостаёт также генеалогических сведений ο династии Хасмонеев и Ирода.[2]