Седмиозерная икона Божией Матери


Седмиозе́рная ико́на Бо́жией Ма́тери (ст.‑слав. Седмиезерная) — икона Богородицы, почитаемая чудотворной, была главной святыней Седмиезерной Богородицкой пустыни. День памяти этой иконы торжественно празднуется в Седмиезерной Богородичной пустыни, а также в Казани, по Прикамью и Поволжью.

Празднование 26 июня (9 июля), 28 июля (10 августа) и 13 (26) октября. В настоящее время хранится в Петропавловском кафедральном соборе в Казани[1]. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения.

Отличие от Смоленской иконы Божией Матери — правая рука Седмиезерной изображена в благословляющем перстосложении. Размер иконы 71,4 × 61,4 см.

К сожалению, акафист этой иконе в годы гонений на Русскую православную церковь в советский период был утрачен.

По преданию, изначально эта икона была родительским благословением иноку Евфимию. Евфимий родился в конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии в небогатой семье. Душой стремился к монашеству, в юности оставил родительский дом, взяв благословение родителей — Смоленскую икону, ушёл в монастырь. Когда родители умерли, он похоронил их и с братом ушёл в Казань. В 1615 году в 17 вёрстах от Казани монах Евфимий нашёл тайное глухое место, окружённое семью озёрами (впоследствии эти семь озёр стали одним большим озером) и основал монастырь. Так икона и монашеская пустынь, основанная монахом Евфимием, стали называться Седмиезерными[2]. Более подробно об этом написано в книге архимандрита Лаврентия «Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой „Смоленская“», изданной в Казани в 1858 году.

В июне 1654 года в Москве случилась эпидемия чумы, постепенно перешедшая из столицы в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Население из городов бежало в леса и пустынные местности. Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Впоследствии на месте сретения иконы была устроена часовня и водружён крест, а после основан монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась[3]. После недельного пребывания иконы в Казани монахи Седмиезерной пустыни попросили возвратить её обратно в монастырь. Казанцы устремились в храм, чтобы совершить молебен и попрощаться с заступницей. После совершения Всенощного бдения люди стали поднимать икону, но вдруг забушевала буря, наступила темнота, пошёл дождь и снег. Когда всё стихло, люди увидели, что левая рука Богородицы на иконе изменила свое положение, — она была изображена в виде благословляющего перстосложения, жеста. Жители предположили, что Богородице ещё не настало время уйти из Казани, и чудотворная икона оставалась целый год в городе.