Сен-Викторская школа


Сен-Викторская школа (фр. école de Saint Victor) — философская и богословская монастырская школа, основанная в 1108 году Гийомом (Вильгельмом) из Шампо при аббатстве Сен-Виктор близ Парижа. Одноимённая группа философов и богословов, относившихся к Парижскому университету[1].

Общая атмосфера школы определялась традициями средневековой мистики, идущими от Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита и по-новому представшими в учении Бернарда Клервосского. Главные представители школы стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского[2], и мистический аспект в их учениях являлся центральным и в теологических, и в научных, и в философских изысканиях[3].

В 1108 году Гийом из Шампо удалился в аббатство Сен-Виктор, недалеко от острова Сите, отдалившись от своего бывшего ученика Абеляра и вступив с ним в полемику в споре об универсалиях[2]. Он основал в аббатстве общину каноников-августинианцев. После Гильома настоятелями были Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский, они — виднейшие представители школы[2]. Cреди других видных представителей — Годфруа (en) и Вальтер Сен-Викторский.

Учение Гуго Сен-Викторского изложено в сочинениях «De sacramentis christianae fidei» («О Таинствах христианской веры»), «Epitome dindimi in philosophiam» («Краткий экскурс в философию»), «Didascalicon» («Дидаскаликон», или «Дидаскалик») и других. «Дидаскалик» — модель будущих «Сумм» по своей структуре и методической стройности[3] (см., например, Сумма теологии). Ведущей идеей этого энциклопедического труда Гуго является идея мира как знака невидимой реальности[3], в нём представлена образовательная программа школы, включавшая свод предписаний о порядке и правилах чтения[4]. Основывая свой труд на текстах отцов Церкви, Гуго стремится избегать субъективизма и буквализма в интерпретации священных библейских текстов[3]. Согласно «Дидаскалику», в продвижении к неосязаемым истинам человеку даны два образа — образ природы и образ благодати; первый — аспект мира, в котором человек живет, второй — воплощенное Слово[3]. Весь этот мир — нечто вроде книги, написанной перстом Божим[3].

Что касается схоластической философии, cен-викторианцы были одними из первых, кто в своих трудах полностью посвятил себя примирению науки и веры: рациональная реальность в конечном итоге рассматривалась в рамках более широких истин откровения Священного Писания, через которые пришли свет и вдохновение для понимания мирских знаний.