Серебряная игла


Серебряная игла — название старинной техники рисунка, а также инструмента. Художник рисует на специально подготовленной поверхности (холст, пергамент, бумага), используя кусочек серебра, заточенный с одной стороны и закрепленный в удобный для руки держатель. В эпоху Возрождения для грунтовки применялась костяная пыль (такая поверхность называлась carta tinta), в настоящее время для этого используется также гуашь и гипс.

Рисунок, сделанный серебряной иглой, получается вначале голубовато-серого цвета. Постепенно, в результате окисления, он принимает теплый коричневатый оттенок и создает изображение необыкновенной деликатности и утонченности.

Со времен раннего Средневековья переписчики рукописей были знакомы с техникой серебряной иглы и использовали её для письма на пергаменте и бумаге. В эпоху Возрождения она становится одной из самых популярных среди художников Италии, Германии и Голландии. Достаточно назвать таких признанных мастеров рисунка, как Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг, Петрус Кристус. Итальянский художник Ченнино Ченнини (1370—1440) в своей «Книге об искусстве» описывает технику серебряной иглы (stilo di argento)[1] и приводит рецепты приготовления поверхности для неё. Начиная со второй половины XVI века эта техника, вследствие, вероятно, изменения эстетических принципов и трудоёмкости, постепенно выходит из употребления и уже в XVIII веке она почти совершенно забыта[2]. Известны, однако, работы Рембрандта, выполненные серебряной иглой (например, портрет Саскии 1633 года, хранящийся в берлинском Кабинете гравюр).

В начале XX века немецкий специалист по истории искусства Йозеф Медер (1857—1934) посвятил целую монографию серебряной игле (Das Buchlein vom Silbersteft, 1909), чем и возродил интерес к ней. Её использовали такие художники, как Альфонс Легро и прерафаэлиты в Англии, Джозеф Стелла в США.

Из современных исследователей следует отметить английского ученого Фрэнсиса Эймс-Люиса, который уделяет серебряной игле значительное место в своей монографии «Рисунок в эпоху раннего Возрождения в Италии», а также книгу австралийской художницы и скульптора Сьюзен Доротеи Уайт[англ.] «Рисовать как да Винчи», в которой подробно рассказывается об этой технике рисунка.

В наше время целый ряд художников использует серебряную иглу в своем творчестве. Особое место в этом списке занимает Виктор Кульбак — французский художник русского происхождения, который создал в этой технике целую галерею портретов людей, животных, птиц, цветов.