Гуашь


Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo — водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея). В гуашевых красках присутствуют белила. Благодаря этому рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов. Также рисунки после высыхания становятся более светлыми — выбеливаются (поэтому от художника требуется некоторый опыт в работе) и приобретают нежную бархатистость и матовость. Дополнительно в гуашь входят связующие компоненты, такие как декстрин, гуммиарабик, крахмал. В состав некоторых гуашевых красок добавляют акрил, масло, мёд, глицерин, фруктовую камедь.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя сама техника живописи гуашью значительно старше — она использовалась в Европе в Средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно вместе с акварелью. В эпоху Возрождения художники писали гуашью портретные миниатюры, эскизы, картоны, исполняли другие подготовительные работы. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применял художник-маньерист XVI века Паоло Пино[it][1].

Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя её «детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной техникой (хотя довольно редкой среди профессиональных художников) наравне, например, с акварелью.

Гуашь идеальное средство для начинающих художников, так как в этой технике очень легко исправлять ошибки, в отличие от акварели[2].