Сигер Брабантский


Сигер Брабантский (лат. Sigerius de Brabantia или Siger de Brabantt; около 1240, Брабант — 1284, Орвието) — средневековый философ, магистр, затем профессор Факультета Искусств Парижского университета, один из основателей западноевропейского (т. н. «латинского») аверроизма. Автор комментариев к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля.

Сигер считал, что истина рационального знания может противоречить истине религиозного откровения. Он признавал существование Бога как первопричины, отрицал творение из ничего, считал, что мир совечен Богу. Сигер пришёл к выводу о вечности мира, полагая, что Бог есть перводвигатель, отрицал бессмертие индивидуальной души человека, отстаивал приоритет разума, который в аверроистической концепции считался единым, универсальным и общим для всего человечества.

Взгляды Сигера Брабантского были осуждены Альбертом Великим, Фомой Аквинским (трактат «О единстве разума против аверроистов») и другими. Дальнейшее разбирательство по поводу осуждения Сигера было перенесено к папскому двору, однако во время следствия по неизвестным причинам философ был убит.

О жизни Сигера Брабантского известно крайне мало, источники того времени его почти не упоминали. Мыслитель родился в герцогстве Брабантском (современная провинция Бельгии) около 1240 года. Такая датировка устанавливается на том основании, что Сигер получил степень магистра философии между 1260 и 1265 годами. Учитывая, что тогда ему должно было быть как минимум 20—25 лет, исследователи датируют его рождение самое позднее 1240-ми годами[1].

Сигер обучался на факультете свободных искусств Парижского университета примерно в 1255—1260-х годах. Источники упоминают, что в то время он был каноником в Льеже. Примерно к 1264 году (между 1263 и 1265 годами[2]) он получил степень магистра философии (magister Artium)[3] и начал преподавать. В это время Сигер получил известность в интеллектуальной среде и пользовался большим уважением у студентов. Его успехи способствовали образованию «группы Сигера» — философов, в число которых входил Боэций Дакийский и Бернье Нивельский. Способ философствования этой группы отличался тем, что они игнорировали церковь и христианскую теологию, однако, в то же время не критиковали религию и не выступали с антицерковными взглядами. Таким образом, философия Сигера и его группы перестала исполнять функцию инструмента теологии и претендовала на самостоятельный статус[4]. Эти основания послужили свободному использованию философских постулатов, противоречащих католической вере, что в последующем привело к осуждению аверроизма[1].