Синагогальный ковчег


Синагога́льный ковче́г (ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶש‎, арон ха-ко́деш — «ковчег Святыни») — специальное хранилище для свитков Торы.

В синагогах, появление которых относится ко времени разрушения Первого Храма (586 год до н. э.), была создана символическая замена Ковчегу Завета[1].

Первоначально подобное хранилище было либо в виде ниши[2], либо в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу. В Мишне и Талмуде шкаф для свитков Торы называется тева́ (תבה‎)[3], а ниша, в которую он помещался — хéйхал («чертог»)[4].

К классическим мотивам арки Ковчега относятся также корона, скрижали, пара ревущих львов — символ колена Иегуды и власти Всевышнего, Маген Давид, Менора, а также Древо жизни[1].

Арон ха-кодеш в синагогах диаспоры всегда обращён к Земле Израиля, в Израиле — к Иерусалиму, а в самом Иерусалиме — к Храмовой горе. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Земли Израиля, Ковчег стоит у восточной стены синагоги. Место у Ковчега и с ним вся восточная сторона (мизрах) считаются в синагогах самыми почётными. У ковчега молится кантор, перед ковчегом выступает с речами и раввин[1].

В старину евреи верили, что арон ха-кодеш обладает чудодейственными свойствами.[источник не указан 1497 дней] Иногда женщины произносили молитвы о здоровье детей или заболевших родственников, держась за завесу арон ха-кодеша[источник не указан 620 дней]. Распространён также обычай, вне общинных служб раскрыв дверцы ковчега и положив голову между свитками Торы молиться (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей опасности). И в наши дни молитвы, имеющие особо важное значение, произносятся общиной перед раскрытым ковчегом, который символизирует открытые небесные врата. Когда дверцы ковчега — открыты, молящиеся обычно стоят. Открытие и закрытие ковчега считается важным обрядом. Вынос Торы сопровождается чтением библейских стихов «И было, когда Ковчег продвигался…» (Чис. 10:35).