Cinecolor


Синеколо́р (англ. Cinecolor) — ранняя технология цветного кинематографа, основанная на субтрактивном синтезе цвета из двух цветов: красного и сине-зелёного. Процесс основан на виражной технологии, применявшейся в системе «Мультиколор» 1929 года, ведущей своё происхождение от двухцветной системы «Призма». «Синеколор» разработан кинематографистом английского происхождения Уильямом Креспинелом (англ. William T. Crespinel), основавшим корпорацию «Кинемаколор» (англ. Kinemacolor) в 1906 году. Американская корпорация «Синеколор» (англ. Cinecolor) основана им же в 1932 году в противовес монополии «Техниколора»[1] на кинорынке. «Синеколор» и «Техниколор», начиная с конца 1920-х годов были самыми популярными технологиями цветного кино.

В отличие от раннего «Техниколора» и других двухцветных процессов, получавших чёрно-белый цветоделённый негатив на одной киноплёнке, «Синеколор» сразу использовал две киноплёнки, прижатые в фильмовом канале киносъёмочного аппарата эмульсиями друг к другу (техника «бипак»)[1]. При этом ближняя к объективу ортохроматическая киноплёнка (по отечественной терминологии 1930-х — «фронт-фильм») с нанесённым на эмульсию оранжевым красителем, служила цветоделительным светофильтром для нижней панхроматической плёнки («рюк-фильма»)[2]. В результате после проявления обеих плёнок получались два чёрно-белых цветоделённых негатива, один из которых, получаемый на «фронт-фильме», содержал сине-зелёную составляющую изображения, а второй, на «рюк-фильме» — красно-оранжевую. Оранжевый фильтрующий слой «фронт-фильма» в процессе лабораторной обработки растворялся[3].

В отличие от других двух- и трёхцветных технологий, для съёмки по технологии «Синеколор» применялись стандартные киносъёмочные аппараты, пригодные для съёмки на две плёнки, проходящие через обычный лентопротяжный тракт[4] с незначительно модифицированным фильмовым каналом[5]. При этом использовался грейфер со стандартным шагом кадра и не требовалось никаких дополнительных устройств цветоделения, поскольку оно происходило непосредственно в «бипаке». По сравнению с трёхплёночными аппаратами «Техниколора», стоившими по 16000 долларов и обслуживавшимися представителем компании[6], аппараты для «Синеколора» являлись стандартной модификацией обычной кинокамеры для комбинированных съёмок. Это удешевляло процесс, не требуя аренды дорогостоящей аппаратуры, поэтому многие киностудии предпочитали использовать «Синеколор» вместо «Техниколора». Именно поэтому эта двухцветная технология просуществовала параллельно с трёхцветными до конца 1940-х годов, когда появились многослойные позитивные киноплёнки, вытеснившие сложные процессы съёмки и печати с несколькими плёнками. По аналогичному процессу снимались первые отечественные цветные кинокартины, такие как «Карнавал цветов» и «Груня Корнакова». При этом использовались импортные комплекты киноплёнки, главным образом, «Агфа»[7][2].