Сирийские евреи


Сирийские евреи — потомки евреев, поселившихся на территории современной Сирии в VI веке до нашей эры. В конце XV века к ним присоединились испанские сефарды, прибывшие в Сирию по приглашению османского султана. Имели развитую культуру, которая появилась в результате смешения испанских и традиционных культурных особенностей еврейского народа. В Израиле имеют отдельную религиозную общину. С древнейших времён евреи состоявляли один из важнейших слоёв сирийского общества.

Евреи начали селиться на территории Сирии с VI века до н. э. С 539 года она находилась под властью персидской династии ахеменидов. По сообщению Иосифа Флавия, персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей для религиозного судопроизводства для всей территории ахеменидской державы. В 333 году до нашей эры Сирия была завоёвана Александром Македонским, который даровал евреям новые привилегии, а также подтвердил их право на старые. После распада державы Александра Сирия стала важным центром селевкидского государства, которое ни в чём не притесняло иудейское население. При селевкидах еврейское население стремительно растло и процветало, этому способствовало дарование Селевком I Никатором евреям равных гражданских прав с эллинами, хотя при последующих селевкидских царях положение евреев существенно разнилось.

В 64 году до н. э. Сирия находилась под владычеством Рима, а её наместник также отвечал за Иудею. По свидетельствам современников, еврейское население того периода было весьма многочисленным, во многом подобная демографическая тенденция складывалась за счёт прозелитизма. Даже наместники Сирии находились под влиянием иудаизма. Несмотря на это, с началом иудейской войны в Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки. Всё население Дамаска — более 10 тысяч человек — было вырезано. Жители Антиохии требовали императора Тита лишить евреев всех привилегий и изгнать всех иудеев из города, но император оставил данное прошение без внимания. Спустя полтора столетия еврейская жизнь бурлила во всех крупных городах Сирии, в том числе и в Дамаске, где евреи смогли восстановиться после тяжелейших погромов. Сирийские иудеи поддерживали связи как с Эрец-Исраэль и местной общиной, так и с вавилонскими изгнанниками.